я то, чего вот уж никто бы за мною не заподозрил, - чувство
стыда. Я стыжусь только его, ибо сознаю, что ничем не могу опровергнуть его наставлений, а стоит мне
покинуть его, соблазняюсь почестями, которые оказывает мне большинство. Да, да, я пускаюсь от него
наутек, удираю, а когда вижу его, мне совестно, потому что я ведь был с ним согласен. И порою мне даже
хочется, чтобы его вообще не стало на свете, хотя, с другой стороны, отлично знаю, что, случись это, я
горевал бы гораздо больше. Одним словом, я и сам не ведаю, как мне относиться к этому человеку. Вот
какое действие оказывает на меня и на многих других звуками своей флейты этот сатир. Послушайте теперь,
как похож он на то, с чем я сравнил его, и какой удивительной силой он обладает. Поверьте, никто из вас не
знает его, но я, раз уж начал, покажу вам, каков он.
Вы видите, что Сократ любит красивых, всегда норовит побыть с ними, восхищается ими, и в то же время
ничего-де ему не известно и ни в чем он не смыслит. Не похож ли он этим на силена? Похож, и еще как!
Ведь он только напускает на себя такой вид, поэтому он и похож на полое изваяние силена. А если его
раскрыть, сколько рассудительности, дорогие сотрапезники, найдете вы у него внутри! Да будет вам
известно, что ему совершенно неважно, красив человек или нет, - вы даже не представляете себе, до какой
степени это безразлично ему, - богат ли и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое
превозносит толпа. Все эти ценности он ни во что не ставит, считая, что и мы сами - ничто, но он этого не
говорит, нет, он всю свою жизнь морочит людей притворным самоуничижением.
Не знаю, доводилось ли кому-либо видеть таящиеся в нем изваяния, когда он раскрывался по-настоящему, а
мне как-то раз довелось, и они показались мне такими божественными, золотыми, прекрасными и
удивительными, что я решил сделать вскорости все, чего Сократ ни потребует. Полагая, что он зарится на
цветущую мою красоту, я счел ее счастливым даром и великой своей удачей: ведь благодаря ей я мог бы,
уступив Сократу, услыхать от него все, что он знает. Вот какого я был о своей красоте невероятного мнения.
С такими-то мыслями я однажды и отпустил провожатого, без которого я до той поры не встречался с
Сократом, и остался с ним с глазу на глаз - скажу уж вам, так и быть, всю правду, поэтому будьте
внимательны, а ты, Сократ, если совру, поправь меня.
Итак, друзья, мы оказались наедине, и я ждал, что вот-вот он заговорит со мной так, как говорят без
свидетелей влюбленные с теми, в кого они влюблены, и радовался заранее. Но ничего подобного не
случилось: проведя со мной день в обычных беседах, он удалился. После этого я пригласил его
поупражняться вместе в гимнастике и упражнялся с ним вместе, надеясь тут чего-то добиться. И,
упражняясь, он часто боролся со мной, когда никого поблизости не было. И что же? На том все и кончилось.
Ничего таким путем не достигнув, я решил пойти на него приступом и не отступать от начатого, а узнать
наконец, в чем тут дело. И вот я приглашаю его поужинать со мной - ну прямо как влюбленный, готовящий
ловушку любимому. Даже эту просьбу выполнил он не сразу, но в конце концов все-таки принял мое
приглашение. Когда он явился в первый раз, он после ужина пожелал уйти, и я, застеснявшись, тогда
отпустил его. Залучив его к себе во второй раз, я после ужина болтал с ним до поздней ночи, а когда он
собрался уходить, я сослался на поздний час и заставил его остаться. Он лег на соседнее с моим ложе, на
котором возлежал и во время обеда, и никто, кроме нас, в комнате этой не спал...
Все, что я сообщил до сих пор, можно смело рассказывать кому угодно, а вот дальнейшего вы не услышали
бы от меня, если бы, во-первых, вино не было, как говорится, правдиво, причем не только с детьми, но и без
них, а во-вторых, если бы мне не казалось несправедливым замалчивать великолепный поступок Сократа,
раз уж я взялся произнести ему похвальное слово. Вдобавок я испытываю сейчас то же, что человек,
укушенный гадюкой. Говорят, что тот, с кем это случилось, рассказывает о своих ощущениях только тем, кто
испытывал то же на себе, ибо только они способны понять его и простить, что бы они ни наделал и ни
наговорил от боли. Ну, я был укушен чувствительнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое
чувствительное место - в сердце, в душу - называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами,
которые впиваются в молодые и достаточно одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать