— самого Феодота уже нет в живых, так что он не мог упросить брата; и вот
Парад, сын Демодока, которому Феаг приходился братом; а вот Адимант, сын Аристона,
которому вот он, Платон, приходится братом, и Эантодор, брат вот этого Аполлодора. Я
могу назвать еще многих других, и Мелиту в его речи всего нужнее было сослаться на
кого-нибудь из них, как на свидетеля; если тогда он забыл это сделать, пусть сделает
теперь, я не возражаю, — пусть скажет, если ему есть что сказать по этому поводу. Но вы
убедитесь, афиняне, что, наоборот, все будут готовы помочь мне, развратителю, кто
причиняет зло их домашним, как утверждают Мелит и Анит. У самих испорченных мною,
пожалуй, еще может быть расчет помочь мне, но у их родных, которые не испорчены, у
людей уже пожилых, какое может быть другое основание помогать мне, кроме твердой и
справедливой уверенности, что Мелит говорит ложь, а я говорю правду.
Но довольно об этом, афиняне! Вот, пожалуй, и все, что я могу так или иначе привести в
свое оправдание.
Возможно, что кто-нибудь из вас рассердится, вспомнив, как сам он, когда судился в суде
и не по такому важному делу, как мое, упрашивал и умолял судей с обильными слезами и,
чтобы разжалобить их как можно больше, приводил сюда своих детей и множество
родных и друзей, — а вот я ничего такого делать не намерен, хотя дело мое может, как я
понимаю, принять опасный оборот. Быть может, подумав об этом, кто-нибудь из вас не
захочет меня щадить и, рассердившись, подаст свой голос в сердцах. Если кто-нибудь из
вас так настроен, — я, конечно, не хочу так думать, но если это так, то, по-моему, я
правильно отвечу ему, если скажу:
'Есть и у меня, любезнейший, и какая-никакая семья, тоже ведь и я, как говорится у
Гомера, не от дуба и не от скалы родился, а от людей, так что есть и у меня семья,
афиняне, есть сыновья, даже целых трое, один из них уже подросток, а двое —
малолетних, но тем не менее ни одного из них я не приведу сюда и не буду просить вас об
оправдании'.
Почему же, однако, не намерен я ничего этого делать? Не из-за самомнения, афиняне, и не
из презрения к вам. Боюсь ли я или не боюсь смерти, это мы сейчас оставим, но для чести
моей и вашей, для чести всего города, мне кажется, было бы некрасиво, если бы я стал
делать что-нибудь такое в мои годы и при той репутации, которую я составил, заслуженно
или незаслуженно, — все равно. Принято все-таки думать, что Сократ отличается чем-то
от большинства людей, а если так стали бы себя вести те из вас, кто, по-видимому,
выделяется или мудростью, или мужеством, или еще какою-нибудь доблестью, то это
было бы позорно. Мне не раз приходилось видеть, как люди, казалось бы, почтенные, чуть
только их привлекут к суду, проделывали удивительные вещи, как будто — так они
думают — им предстоит испытать нечто ужасное, если они умрут, и как будто они стали
бы бессмертными, если бы вы их не казнили. Мне кажется, что эти люди позорят наш
город, так что и какой-нибудь чужеземец может заподозрить, что у афинян люди,
выдающиеся своей доблестью, которым они сами отдают предпочтение при выборе на
государственные и прочие почетные должности, — эти самые люди ничем не отличаются
от женщин. Этого, афиняне, вам, которых, как бы то ни было, считают почтенными, не
только не следует делать, но не следует и допускать, если мы станем это делать, —
напротив, вам нужно ясно показывать, что вы гораздо скорее осудите того, кто устраивает
эти слезные представления и делает город сметным, чем того, кто ведет себя спокойно.
Не говоря уже о чести, афиняне, мне кажется, что неправильно просить судью и
просьбами вызволять себя, вместо того чтобы разъяснять дело и убеждать. Ведь судья
поставлен не для того, чтобы миловать по произволу, но для того, чтобы творить суд по
правде; и присягал он не в том, что будет миловать кого захочет, но в том, что будет
судить по законам. Поэтому и нам не следует приучать вас нарушать присягу, и вам не
следует к этому приучаться, иначе мы можем с вами одинаково впасть в нечестье. Не
думайте, афиняне, будто я должен проделывать перед вами то, что я не считаю ни
хорошим, ни правильным, ни благочестивым, — да еще, клянусь Зевсом, проделывать
теперь, когда вот он, Мелит, обвиняет меня в нечестии. Ясно, что если бы я стал вас
уговаривать и вынуждал бы своей просьбой нарушить присягу, то научил бы вас думать,
что богов нет, и, вместо того чтобы защищаться, попросту сам бы обвинял себя в том, что
не почитаю богов. Но на