Л.Н.Толстой

Греческий учитель Сократ

человека.

Руки назначены Богом для помощи друг дружке, так же и брат брату. Что бы было, если бы

одна рука стала мешать другой? А ты знаешь, руки не мешают, а помогают друг дружке. На

то руки. И тем есть польза друг от друга. А брату от брата еще гораздо больше пользы, чем

руке от руки, глазу от глаза, ноге от ноги: руки и ноги могут помогать друг другу только

вблизи, немного дальше аршина, а брат помогает брату, хоть будь он на другом конце света.

Оба глаза могут смотреть только в одну сторону, а брат более всего полезен брату там, где

своими глазами он досмотреть не может. Братски Бог велел жить со всеми людьми, и уж кто

со своим родным братом не живет по-братски, тот не исполняет закона Божеского.

VIII. КАК ЛЮДЯМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ

Приходили слушать поучения Сократа не только жители Афин, но и из других городов

и даже из чужих земель. Приходили слушать Сократа или к нему на дом, или ждали, чтобы

он вышел на городскую площадь, и там окружали его. Собралось как-то к Сократу много

народу, и старые, и молодые, и свои горожане, и чужеземцы. Сократ не любил долго

говорить сам, а все спрашивал у других. Он говаривал, что как его матушка не сама рожала, а

только другим помогала рожать, так и он сам ничему не учит, а только помогает другим

самим научиться. Так и в этот раз. Сел Сократ на скамью, а вокруг него народ. Положил

Сократ руки на колени, опустил голову и задумался. Все ждали, о чем он спросит. Поднял

голову Сократ и говорит:

– Скажите вы мне вот что: отчего это люди живут вместе, а не в одиночку? Теперь вот

между людьми несогласие, вражда, а то жил бы каждый сам по себе, и не с кем было бы

раздоры заводить. Пожалуй, лучше бы было.

Вот и стали все говорить. Один сказал: оттого, говорит, живут люди вместе, что вместе

жить выгоднее. Одному человеку и работать неспоро. Сообща больше сделаешь.

Другой сказал: одному жить было бы страшно, обороняться трудно.

Третий сказал: скучно жить человеку одному, с людьми веселей.

Четвертый сказал: да и Богом положено человеку жить не одному, а с людьми.

– Верно, – сказал Сократ. – Но жить-то людям как выгоднее – в мире или во вражде?

– Конечно, в мире, – отвечали все.

– Вот и вы думаете, и Бог так велел, а у нас идет не то. Отчего бы это так?

Замолчали все и не знали, что ответить. И опять заговорил Сократ:

– Я ведь и сам не знаю – не доберемся ли как вместе. Давайте я переспрошу вас, а вы

отвечайте. Первое дело, скажите: от кого человеку больше пользы, от раба-наемника или от

друга-товарища?

– Известно, от друга-товарища, – отвечали все.

– Раб-наемник думает о своей пользе, а не о хозяйской пользе, – сказал один. – а друг-

товарищ заботится об тебе, как о самом себе.

– Раб-наемник у тебя пока деньги, или до срока, а срок кончится или нечем тебе

платить, и останешься ты один, – сказал другой.

– А друг-товарищ тем дорог, что в беде он тебя не оставит, последним своим

поделится, – сказал третий.

– С хорошим товарищем и сам лучше станешь, – сказал четвертый.

– Вот вы и все согласны, – сказал Сократ, – что друг-товарищ дороже раба-наемника,

что богат, и силен, и весел, и радостен, и спокоен не тот, у кого много наемников, а тот, у

кого живет много друзей. У вас у всех, верно, больше друзей, чем рабов?

– Надо бы так, а на деле выходит не так, – сказал один.

– Коли спросишь ты, врагов сколько у каждого из нас, мы сейчас же перечтем, – сказал

другой, – и рабов и наемников тоже начтем немало, а друзей-товарищей верных у кого

найдется два или один, так и то хорошо.

– Отчего же это так? – спросил Сократ. – Сами говорите, что друг-товарищ самое

первое дело, а не заводите друзей. Коли мы знаем, что быки нужны для нас, мы их заводим

много. Отчего же вы не заводите друзей, коли знаете, что от них польза, и радость, и опора в

несчастье?

– А оттого, – сказал один, – что быков хороших много бывает, а людей хороших мало.

Понадобится бык в плуг, выберешь хорошего и купишь; а друг понадобится, где найдешь

хорошего? Людей-то много, да хороших мало.

– Это верно, – сказал Сократ, – а быка в плуге какого ты называешь хорошим?

– А такого, который пашет, и силен, и смирен.

– Ну, а человека в друзья какого ты назовешь хорошим? – спросил Сократ.

– А такого, который не об себе одном, но и о другом думает, который если услышит,

что друг заболел, пойдет узнать, не нужно ли ему чего, и если понадобиться, то поможет по

хозяйству, чтобы ему за болезнь его не было бы убытку. Понадобятся деньги – даст. Вот

какого я назову другом.