Конфуций

Беседы и суждения

его, когда он уже вошел.

74 - Речь, видимо, идет о первом министре государства У.

75 - Лао - ученик Конфуция. Он же - Цин Цзы-кай и Цзы-чжан.

76 - Феникс - мифическая птица, олицетворяла благоденствие и высокий

уровень морали в государстве. По преданию, феникс появлялся в правление

Шуня, его пение слышали также при чжоуском У-ване. Лошадь-дракон с

рисунком на спине - мифическое существо, якобы жившее в воде, также

олицетворяло благоденствие и высокий уровень морали в государстве. По

преданию, лошадь-дракон появилась из Хуанхэ при Фу-си. На спине этой

лошади-дракона находился рисунок, который был воспроизведен Фу-си и

получил название ба-гуа (восемь триграмм). Согласно традиции, они илли

использованы Фу-си для создания 'И цзин'. Непоявление юникса или

лошади-дракона означало, что государством правит человек с низким уровнем

морали. Поэтому Конфуций и говорит, что он потерял надежду осуществить

свои замыслы.

77 - Конфуций действовал в соответствии с ритуалом.

78 - Конфуции заболел, направляясь в Лу, куда он был пригла шен на

государственную службу. Во время его болезни Цаы-лу заставил учеников

прислуживать Конфуцию как сановнику, чем вызвал гнев последнего,-поскольку

это не соответствовало ритуалу; с его точки зрения, так как он не был

сановником, ему нельзя было пользоваться прислугой.

79 - Эти слова в устах Конфуция, игнорировавшего материальный интерес,

кажутся странными. Поэтому комментаторы обычно придают им иносказательный

смысл. Они истолковывают слова 'Я жду цены' как 'Я жду появления

совершенного государя'.

80 - Этим словам комментаторы придают иносказательный смысл. Сосну и

кипарис они рассматривают как символ благородного мужа, который не

меняется в трудностях подобно сосне и кипарису во время зимы.

81 - Эти слова Конфуция комментаторы истолковывают различно. Видимо,

Конфуций, говоря, что предки в отношении ритуала и музыки были

неискушенными людьми, такому определению придавал положительный смысл. Это

означало, что предки строго следовали исконным, первоначальным принципам

отношений между людьми. Поэтому дальше Конфуций заявляет, что он следует

за предками в применении ритуала и музыки.

82 - Минь Цаы-цянъ (или Цэнь Цзы-сай) - ученик Конфуция, был моложе

учителя на 15 лет. Жань Бо-ню - ученик Конфуция, отличавшийся

высокоморальным поведением. Чжун-гун - про звище Жань Юна, ученика

Конфуция.

83 - Цаи-ши (Цзи-сунь) - аристократ из Лу. Его богатство превосходило

богатство Чжоу-гуна, которому государство Лу было дано во владение.

Конфуций считал это несправедливым и поэтому осуждал своего ученика Жань Ю

(Цю), который служил у Цзи-шп и помогал ему обирать народ.

84 - Чай (Гао Цзы-гао), Шань (Цзэн Шань), Ши (Цзы-чжан), Ю (Цзы-лу) -

ученики Конфуция.

85 - Цаи Цаы-жань - сын Цзи-ши (см. прим. 83).

86 - Цзы-гао был молод и недостаточно образован. Поэтому Конфуций считал,

что назначение Цзы-гао на должность чиновника принесет ему вред.

87 - Сыма Ню (Сыма Гэн или Сыма Цзы-ню) - ученик Конфуция.

88 - Циский Цзин-гун - правитель государства Ци.

89 - Эта фраза может иметь и другие толкования, например: 'как вы смотрите

на убийство людей, лишенных принципов, совершенное, чтобы приблизиться к

хорошим людям.

90 - Гао-яо - судья во время правления Шуня. Его имя стало нарицательным

для справедливого судьи. Тан - см. прим. 7 к 'Шу цзин'. И Инь - см. прим.

46 к 'Шу цзин'.

91 - Цзы-лу служил у вэйского правителя Чу Гун-чжэ, который намеревался

привлечь на службу и Конфуция, приехавшего в Взй из Чу. Поэтому Цзы-лу

стал расспрашивать Конфуция о том, что он сделает прежде всего, если

вэйский правитель возьмет его на службу. Исправление имен в соответствии с

действительностью (чжзн мин) - один из основных элементов

социально-политической теории Конфуция. Смысл учения об исправлении имен

состоит в том, что социальная роль каждого члена общества должна быть не

номинальной, а реальной. Это значит, что государь, чиновник, отец, сын

должны не только так называться, но и обладать всеми качествами, правами и

обязанностями, вытекающими из этих названий. Появление