[смерть], т.е. 'убивающий душу и тело'. Даже в первой части игнорируются разумные аругменты. Так, объявляются еретиками те, кто 'верят в существование демонов, кроме как в воображении масс, которые и приписывают свои собственные лжеучения дьяволу. Разные облики, рисующиеся уму, возникают как плод сильного воображения, Человеку лишь кажется, что он видит бесов или ведьм'. Затем авторы 'Молота ведьм' продолжают: 'Все это противоречит истинной вере, утверждающей, что ангелы, низринутые с неба, превратились в бесов, что поэтому они, обладая большей силой, чем мы, могут также и достигнуть большего, чем можем сделать мы'. Хотя Чарлз Уильямс называет этот силлогизм 'почти первоклассным', Ли характеризует интеллектуальный уровень книги следующим образом: 'Ее жалкий стиль своим однообразием напоминающий бесцельную, сбивающую с толку бесконечную ходьбу с места на место, представляет собой блуждание мысли, неспособной к концентрации и готовой следовать за любой навязчивой идеей'.
Как апологеты демонологии, так и независимые мыслители подчеркивают, что было бы нелогично и неверно осуждать представления XVIв. с точки зрения современных критериев. Конечно, в этом они правы, но, тем не менее, гуманистический, научный и разумный подход уже в то время был присущ мыслящим людям, по праву и долгу совести осуждавшим демонологов и мракобесов, отбросивших развитие цивилизации на несколько сотен лет назад.
Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где возбудил к себе сильную враждебность со стороны местного населения. Чтобы обосновать охоту за ведьмами, он уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись, что там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер жестоко пытал. В конце концов епископу Бриксенскому удалось изгнать Крамера, но он уже получил награду за свои труды от эрцгерцога Сигизмунда (которому Молитор посвятил свой труд в 1489г.)
Совместный труд двух друзей-инквизиторов одобрен официальным письмом богословского факультета Кельнского университета от 1487г., и это тоже освещает его с весьма неожиданной стороны. Дело в том, что это одобрение обманчиво, поскольку (как заметил Хансен), его подписали лишь четыре профессора из всего университета, и их поддержка ограничивается заявлением, что части I и II не противоречат католическому вероучению, и что часть III заслуживает доверия благодаря приведенным в ней свидетельствам. Еще четыре профессора вместе с университетским педелем дополнительно одобрили положение против священников, неосторожно отрицающих колдовство. Тем не менее, их заявление не появлялось в кельнских изданиях до 1494г., пока не умер педель, после чего оно было подшито и в более ранние издания, предназначенные для продажи вне Кельна. В результате все пришли к выводу, что письмо - подделка, прибавляющая престиж книге. Коллеги Шпренгера по университету не отслужили заупокойную мессу после его смерти 6 декабря 1495г. Это упущение могло быть вызвано тем, что он завещал свое имущество за пределы Кельна, но, с другой стороны, могло быть обусловлено и его академической непорядочностью. Авторы 'Молота ведьм' стремились любыми средствами добиться обязательного сожжения ведьм. Особенно примечательно то, что протестанты, повсюду противостоявшие инквизиции, считали 'Молот ведьм' авторитетом и законом во всем, что касалось ведьм.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ I
О трех силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о божьем попущении.
Глава 1. Существует ли колдовство?
Глава 2. Действует ли дьявол совместно с колдуном?
Глава 3. Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами?
Глава 4. Какими демонами совершается инкубат и суккубат?
Глава 5. Откуда берет начало преумножение чародейств?
Глава 6. О ведьмах, предающихся демонам
Глава 7. Могут ли ведьмы возбуждать в сердцах людей любовь или ненависть?
Глава 8. Могут ли ведьмы препятствовать способности к деторождению или любовному наслаждению, о каковом колдовстве идет речь в булле?
Глава 9. Придают ли ведьмы людям облики животных?
Глава 10. Что надо думать о волках, которые крадут и пожирают как взрослых людей, так и мальчиков? происходит ли это тоже через посредство ведьм и наваждения?
Глава 11. О повивальных бабках-ведьмах, предупреждающих различными способами зачатие во чреве матери, производящих аборты и посвящающих новорожденных демонам.
Глава 12. Необходимо ли божье попущение при колдовстве?
Глава 13. Разъяснение вопроса об обоих попущениях бога, по всей справедливости совершенных им, а именно: