льду, на аэромантию, т. е. предсказания по воздуху, на пиромантию, т. е. предсказания по огню, и т. д. С молчаливым призванием демонов и с молчаливым заключением договора с ними производят свои действия: 1) генетлиаки, или астрологи, предсказывающие судьбу по расположению звезд при рождении человека; 2) ауруспицы, предрекающие судьбу по разным признакам дней и часов; 3) авгуры, вещающие события по полету и крику птиц; 4) толкователи будущего по словам людей; 5) хироманты, пророчествующие по линиям руки или по лопатке животных. Об этом и о многом другом интересующиеся прочтут у Нидера ('Книга наставлений'), где они найдут также указание, что разрешено и что не разрешено. Но чародеяния ведьм никогда не разрешаются.
Семнадцатый вопрос объясняет пятнадцатый путем сравнения тяжести преступления ведьм с любым грехом демонов Преступность деяний ведьм превышает даже грехи и падение злых ангелов. Если их вина столь велика, то не меньше и предуготованное им в аду наказание. Тяжесть их вины явствует из следующих оснований. 1) Грех злых ангелов непростителен. Но тяжесть их преступления не столь велика, как у ведьм, которые, вступая в состояние благодати через святое крещение, самовольно покидают это состояние и отрицают веру. 2) Непростительность греха сатаны Августин выводит из того соображения, что сатану никто не искушал. Чем выше сознание, тем тяжелее сознательно совершенный грех. Раскаяние недоступно ему. Поэтому он не может получить и прощения. Все существо его отвращено от бога. Такого состояния у человека не бывает. У него тело всегда сопротивляется духу. Но грех сатаны во многих отношениях меньше греха ведьм. По словам Ансельма Кентерберийского, сатана согрешил из-за гордости, не имея перед тем никакого представления о наказании за какой-либо проступок. А ведьмы знают о наказаниях постигших за чародеяния уже многих. Они знают также преступления сатаны и его наказание. Несмотря на это, они продолжают совершать по глубочайшей злобе их сердца свои позорные дела, к тому же, сатана пал только из состояния невинности и более не мог в него возвратиться. Ведьма же, получившая благодаря таинству святого крещения состояние непорочности и снова покидающая его, тем самым грешит несравненно больше, чем сатана. 3) Сатана согрешил против Творца, мы же, и прежде всего ведьмы, согрешаем против Творца и против Спасителя. 4) Сатана отстранился от бога, который допустил его согрешить и не опекал его при этом с любовью. Мы же, и прежде всего ведьмы, отстраняемся через наши грехи от бога с его попущения, хотя он и опекает нас любовью и осыпает нас доказательствами своей милости. 5) Сатана пребывает в своей злобе, так как бог отверг его и не дарит ему своей милости. Мы же, презренные, бросаемся к скверне чародеяний, хотя бог неустанно зовет нас обратно. 6) Сатана пребывает непреклонным против бога, наказывающего его, но и желающего ему добра. И сатана, и грешники борются одинаково против Создателя. Но, тогда как сатана борется против того, кто его ищет, мы боремся против того, кто за нас умирает, которого, главным образом, и позорят, и поносят ведьмы. Разбор возражений выясняет также правду путем сравнения. 1) В начале настоящего вопроса мы показали, почему один грех должен считаться тяжелее другого и почему грехи ведьм превосходят своей тяжестью все другие грехи. Относительно наказания надо сказать, что как вина Адама, так и его наказание должны быть рассмотрены двояко: или в отношении его личности, или в отношении его потомства. После Адама много гораздо более тяжких грехов было содеяно людьми. Он же согрешил лишь тем, что сделал нехороший поступок, каковой был нехорошим не сам по себе, а вследствие того, что он был запрещен. Блуд же, прелюбодеяние и убийство во всех отношениях плохи сами по себе и запрещены. Поэтому и наказания здесь должны быть тяжелее. 2) Хотя за первым грехом и последовало величайшее наказание, но это произошло не прямо, а косвенно. Ведь через Адама все его потомство получило первородный грех. И лишь единородный сын божий искупил его. Сам же Адам принес покаяние и был спасен Христом. Здесь и сравнения быть не может со скверной ведьм, которым недостаточно своих личных грехов и которые постоянно привлекают к своей скверне бесчисленное множество других людей. 3) Случай виноват в том, что грех Адама повлек за собой столь много вреда. Ведь природа в его время была неиспорченной, и ему пришлось, против своей воли, передать ей свой неискупленный грех из поколения в поколение. Из этого не следует, что его грех сам по себе тяжелее других грехов.Молот Ведьм (Часть 1), страница 1Молот Ведьм (Часть 1), страница 2Молот Ведьм (Часть 1), страница 3Молот Ведьм (Часть 1), страница 4Молот Ведьм (Часть 1), страница 5Молот Ведьм (Часть 1), страница 6Молот Ведьм (Часть 1), страница 7Молот Ведьм (Часть 1), страница 8Молот Ведьм (Часть 1), страница 9Молот Ведьм (Часть 1), страница 10Молот Ведьм (Часть 1), страница 11Молот Ведьм (Часть 1), страница 12Молот Ведьм (Часть 1), страница 13Молот Ведьм (Часть 1), страница 14Молот Ведьм (Часть 1), страница 15Молот Ведьм (Часть 1), страница 16Молот Ведьм (Часть 1), страница 17Молот Ведьм (Часть 1), страница 18Молот Ведьм (Часть 1), страница 19Молот Ведьм (Часть 1), страница 20Молот Ведьм (Часть 1), страница 21Молот Ведьм (Часть 1), страница 22Молот Ведьм (Часть 1), страница 23Молот Ведьм (Часть 1), страница 24Молот Ведьм (Часть 1), страница 25Молот Ведьм (Часть 1), страница 26Молот Ведьм (Часть 1), страница 27Молот Ведьм (Часть 1), страница 28Молот Ведьм (Часть 1), страница 29Молот Ведьм (Часть 1), страница 30Молот Ведьм (Часть 1), страница 31Молот Ведьм (Часть 1), страница 32Молот Ведьм (Часть 1), страница 33Молот Ведьм (Часть 1), страница 34Молот Ведьм (Часть 1), страница 35Молот Ведьм (Часть 1), страница 36Молот Ведьм (Часть 1), страница 37Молот Ведьм (Часть 1), страница 38Молот Ведьм (Часть 1), страница 39Молот Ведьм (Часть 1), страница 40Молот Ведьм (Часть 1), страница 41Молот Ведьм (Часть 1), страница 42Молот Ведьм (Часть 1), страница 43Молот Ведьм (Часть 1), страница 44Молот Ведьм (Часть 1), страница 45Молот Ведьм (Часть 1), страница 46Молот Ведьм (Часть 1), страница 47Молот Ведьм (Часть 1), страница 48Молот Ведьм (Часть 1), страница 49Молот Ведьм (Часть 1), страница 50Молот Ведьм (Часть 1), страница 51Молот Ведьм (Часть 1), страница 52Молот Ведьм (Часть 1), страница 53Молот Ведьм (Часть 1), страница 54Молот Ведьм (Часть 1), страница 55Молот Ведьм (Часть 1), страница 56Молот Ведьм (Часть 1), страница 57Молот Ведьм (Часть 1), страница 58Молот Ведьм (Часть 1), страница 59Молот Ведьм (Часть 1), страница 60Молот Ведьм (Часть 1), страница 61Молот Ведьм (Часть 1), страница 62Молот Ведьм (Часть 1), страница 63Молот Ведьм (Часть 1), страница 64Молот Ведьм (Часть 1), страница 65Молот Ведьм (Часть 1), страница 66Молот Ведьм (Часть 1), страница 67Молот Ведьм (Часть 1), страница 68Молот Ведьм (Часть 1), страница 69Молот Ведьм (Часть 1), страница 70Молот Ведьм (Часть 1), страница 71Молот Ведьм (Часть 1), страница 72Молот Ведьм (Часть 1), страница 73Молот Ведьм (Часть 1), страница 74Молот Ведьм (Часть 1), страница 75Молот Ведьм (Часть 1), страница 76Молот Ведьм (Часть 1), страница 77Молот Ведьм (Часть 1), страница 78Молот Ведьм (Часть 1), страница 79Молот Ведьм (Часть 1), страница 80Молот Ведьм (Часть 1), страница 81Молот Ведьм (Часть 1), страница 82Молот Ведьм (Часть 1), страница 83Молот Ведьм (Часть 1), страница 84Молот Ведьм (Часть 1), страница 85Молот Ведьм (Часть 1), страница 86Молот Ведьм (Часть 1), страница 87Молот Ведьм (Часть 1), страница 88Молот Ведьм (Часть 1), страница 89