что сгнивший шалфей, положенный особенным образом в колодец, вызывает удивительные бури в воздухе.
4. Далее. Если говорят, что демон практикует чародейство не из потребности, но для погибели тех, кого он ищет, то это противоречит Аристотелю. В своей 'Этике' (3) Аристотель говорит, что злые поступки совершаются добровольно. Это он доказывает тем, что никто добровольно не делает несправедливостей, если он не имеет желания сделать несправедливость. И никто не занимается развратом, если он не стремится в невоздержанности. Поэтому-то законодатели и наказывают злых. Ведь эти последние, собственно говоря, делают злое добровольно. Если же дьявол с помощью ведьмы делает что-либо дурное, то он поступает с ней как со своим орудием. И так как орудие зависит от воли работающего им мастера и не имеет самостоятельной воли при такой совместной работе, то и действия его нельзя приписывать ему и, следовательно, наказывать его за это. Возражая против этого, скажем следующее. Дьявол ничего не может предпринять без ведьмы. Вначале укажем общее основание. Каждое действие происходит через прикосновение. Так как демон к телам вовсе не прикасается, не имея с ними ничего общего, то он нуждается здесь в орудии, которому он передает вредительскую силу через свое прикосновение. Что чародейства возможны и без помощи дьявола, это доказывается глоссами и текстом Послания к галатам, гл. 3: 'О, неосмысленные галаты! Кто околдовал вас, чтобы вы не слушались правды?' Глосса дает объяснение, что некоторые могут сглазить ближних и, главным образом, детей. На эту же тему говорит Авиценна ('О природе', кн. VI, 3 поcл. гл.): 'Часто душа влияет на чужое тело, также как и на свое собственное, как, например, при воздействии дурным глазом'. Также думает Алгацель ('Физика', кн. 5, гл. 10). Авиценна полагает, что сила воображения может и без посредства дурного глаза воздействовать па чужие тела, при чем он дает понятию воображения слишком расширенный смысл. Мы понимаем под ним не особую силу, отличную от разума, представления и суждения, а такую силу, которая охватывает все эти внутренние способности. Не подлежит сомнению, что сила воображения может воздействовать на тело. Возьмем хотя бы следующий случай: человек легко может пройти, не падая, по балке, лежащей на дороге. Если же эту балку положить над глубокой водой, то человек не так легко решится пройти по ней, так как его душа будет находиться под сильным впечатлением возможности падения, что парализует его тело и его силу. Здесь имеется точка соприкосновения с дурным глазом, поскольку происходит особое воздействие на тело. В данном же случае воздействие происходит на свое собственное тело. Неверно утверждение, что подобное воздействие исходит только от живого тела, и именно из души на чужое тело. Ведь в присутствии убийцы кровь начинает течь из ран убитого. Тела могут, значит, и без посредства души производить удивительные явления. С другой стороны, человек, проходящий около убитого, не может удержаться от содрогания, даже если он мертвеца и не видит. Естественные явления имеют также особые, от человека скрытые силы, как, например, притяжение железа магнитом и прочее подобное, приводимое Августином в его 'О граде божием' (20). Так же и женщины могут с помощью определенных приемов воздействовать на чужие тела и производить изменения их без участия дьявола, что для нашего разума не совсем понятно. Но это непонимание не должно заставлять нас приписывать подобные воздействия дьяволу, как бы говорящему из женщин. Кроме того, ведьмы пользуются изображениями и орудиями, подкладываемыми под пороги входных дверей или в определенных местах, куда заходят животные или люди, которые таким образом околдовываются и, случается, умирают. Доказательством тому, что здесь мы имеем дело с околдованием в связи с течением светил, служит следующее. Как естественные, так и искусственные тела находятся под влиянием тел небесных. И естественные, и искусственные тела могут получать от последних скрытые свойства. Отсюда ясно, что эти свойства могут быть здесь использованы дьяволом. Далее. Если истинные чудеса возможны через посредство естественных свойств лиц, действующих в этой области, то и сила природы может производить чудесные и изумительные явления. Об этом говорил Григорий Великий ('Диалоги', 2) следующее: 'Святые совершают чудеса частью молитвой, частью своей силой'. В доказательство он приводит случай с апостолом Петром, молитвой пробудившим от смерти усопшую Тавифу, и проклятием, а не молитвой вызвавшим смерть солгавших Анании и Сапфиры. ЗначитМолот Ведьм (Часть 1), страница 1Молот Ведьм (Часть 1), страница 2Молот Ведьм (Часть 1), страница 3Молот Ведьм (Часть 1), страница 4Молот Ведьм (Часть 1), страница 5Молот Ведьм (Часть 1), страница 6Молот Ведьм (Часть 1), страница 7Молот Ведьм (Часть 1), страница 8Молот Ведьм (Часть 1), страница 9Молот Ведьм (Часть 1), страница 10Молот Ведьм (Часть 1), страница 11Молот Ведьм (Часть 1), страница 12Молот Ведьм (Часть 1), страница 13Молот Ведьм (Часть 1), страница 14Молот Ведьм (Часть 1), страница 15Молот Ведьм (Часть 1), страница 16Молот Ведьм (Часть 1), страница 17Молот Ведьм (Часть 1), страница 18Молот Ведьм (Часть 1), страница 19Молот Ведьм (Часть 1), страница 20Молот Ведьм (Часть 1), страница 21Молот Ведьм (Часть 1), страница 22Молот Ведьм (Часть 1), страница 23Молот Ведьм (Часть 1), страница 24Молот Ведьм (Часть 1), страница 25Молот Ведьм (Часть 1), страница 26Молот Ведьм (Часть 1), страница 27Молот Ведьм (Часть 1), страница 28Молот Ведьм (Часть 1), страница 29Молот Ведьм (Часть 1), страница 30Молот Ведьм (Часть 1), страница 31Молот Ведьм (Часть 1), страница 32Молот Ведьм (Часть 1), страница 33Молот Ведьм (Часть 1), страница 34Молот Ведьм (Часть 1), страница 35Молот Ведьм (Часть 1), страница 36Молот Ведьм (Часть 1), страница 37Молот Ведьм (Часть 1), страница 38Молот Ведьм (Часть 1), страница 39Молот Ведьм (Часть 1), страница 40Молот Ведьм (Часть 1), страница 41Молот Ведьм (Часть 1), страница 42Молот Ведьм (Часть 1), страница 43Молот Ведьм (Часть 1), страница 44Молот Ведьм (Часть 1), страница 45Молот Ведьм (Часть 1), страница 46Молот Ведьм (Часть 1), страница 47Молот Ведьм (Часть 1), страница 48Молот Ведьм (Часть 1), страница 49Молот Ведьм (Часть 1), страница 50Молот Ведьм (Часть 1), страница 51Молот Ведьм (Часть 1), страница 52Молот Ведьм (Часть 1), страница 53Молот Ведьм (Часть 1), страница 54Молот Ведьм (Часть 1), страница 55Молот Ведьм (Часть 1), страница 56Молот Ведьм (Часть 1), страница 57Молот Ведьм (Часть 1), страница 58Молот Ведьм (Часть 1), страница 59Молот Ведьм (Часть 1), страница 60Молот Ведьм (Часть 1), страница 61Молот Ведьм (Часть 1), страница 62Молот Ведьм (Часть 1), страница 63Молот Ведьм (Часть 1), страница 64Молот Ведьм (Часть 1), страница 65Молот Ведьм (Часть 1), страница 66Молот Ведьм (Часть 1), страница 67Молот Ведьм (Часть 1), страница 68Молот Ведьм (Часть 1), страница 69Молот Ведьм (Часть 1), страница 70Молот Ведьм (Часть 1), страница 71Молот Ведьм (Часть 1), страница 72Молот Ведьм (Часть 1), страница 73Молот Ведьм (Часть 1), страница 74Молот Ведьм (Часть 1), страница 75Молот Ведьм (Часть 1), страница 76Молот Ведьм (Часть 1), страница 77Молот Ведьм (Часть 1), страница 78Молот Ведьм (Часть 1), страница 79Молот Ведьм (Часть 1), страница 80Молот Ведьм (Часть 1), страница 81Молот Ведьм (Часть 1), страница 82Молот Ведьм (Часть 1), страница 83Молот Ведьм (Часть 1), страница 84Молот Ведьм (Часть 1), страница 85Молот Ведьм (Часть 1), страница 86Молот Ведьм (Часть 1), страница 87Молот Ведьм (Часть 1), страница 88Молот Ведьм (Часть 1), страница 89