усугубляется тем, что эти ослепленные препятствуют возбуждению процессов против ведьм. А отсюда - ежедневный рост и распространение сей скверны. О, если бы опыт совсем не учил нас этому! Однако мы знаем, что ведьмами возбуждается в таинстве брака такая неприязнь между супругами и такое охлаждение в области полового соития, что они не в состоянии заботиться о потомстве через исполнение своих супружеских обязанностей.
Глава 7.
Могут ли ведьмы возбуждать в сердцах людей любовь или ненависть? Спрашивается, могут ли демоны через посредство ведьм воспламенять в сердцах людей глубокую любовь или ненависть? На основании вышесказанного на этот вопрос дается отрицательный ответ. 1) У человека имеются воля, рассудок и тело. Волею руководит сам бог, т. к. сказано: 'Сердце царево в руке божией'. Рассудок просвещается его ангелом, а тело находится под влиянием светил небесных. 2) Демоны не могут, преобразуя тело, находиться внутри них, а тем паче в душе и возбуждать там любовь и ненависть. Ведь у них по природе больше власти над телом, чем над духом. Уже выше было доказано, что они не способны преобразовывать тела, если нет другого действующего начала. Об этом говорится в каноне Епископи, (XXVI, 5): 'Кто верит, что какое-либо существо может перейти из одного состояния в другое, кроме как с помощью Творца Вселенной, тот хуже язычника и неверного'. 3) Каждое действующее начало узнает свое действие из образа мыслей изменяемого создания. Значит, если бы черт мог возбудить к любви или к ненависти сердца людей, он мог бы узнать мысли души, что, однако, идет вразрез с указанием книги 'О церковных догматах', глясящим определенно.: 'Черт не может видеть мыслей'. Там же читаем: 'Не все наши злые мысли возбуждаются чертом; они время от времени подымаются из движений нашей свободной воли'. 4) Любовь и ненависть вытекают из нашей воли, коренящейся в душе. Поэтому никаким искусством черт их вызвать не может. Проникнуть в душу, как говорит Августин, может лишь тот, кто ее создал. 5) Если говорится, что черт может воздействовать на внутренние чувства человека и таким образом оказывать влияние на душу, то это рассуждение неверно. Чувствования имеют большее значение, чем силы, питающие и создающие тело. Черт не в состоянии создать мяса и костей. Значит, он не в состоянии воздействовать и на чувствования. Против этого могут возразить: черт должен искушать людей не только зримо, но и незримо. Было бы неверно, если бы он не мог оказывать влияния на чувствования. К тому же Иоанн Дамаскин в своих 'Сентенциях' говорит: 'Вся злость и скверна выдуманы чертом'. А Дионисий ('О божественных именах', 4) утверждает: 'Сонмища демонов причинили зло и самим себе и другим'. На это надо ответить исследованием: 1) понятия причинности и 2) возможности воздействия на чувствования. Что касается первого пункта, то причины могут быть прямыми и косвенными. Косвенными - когда какое-нибудь действующее начало оказывает влияние на действие. Таким образом мы можем сказать, что человек, пилящий дрова, является косвенной причиной, т. е. дает повод к их сжиганию. Также мы можем сказать, что черт - причина всех наших грехов. Ведь он побудил первого человека ко греху, что привело весь род человеческий к известной склонности творить грехи. Вот в каком смысле надо понимать слова Дамаскина и Дионисия. Прямой причиной мы называем такую, которая оказывает непосредственное действие. В этом случае нельзя черта рассматривать, как причину каждого нашего греха. Ведь не все грехи совершаются по наущению .черта. Некоторые из них проистекают из свободной воли и плотской испорченности. Правильно говорит Ориген: 'Если бы черта и не было, люди имели бы стремление к пище, любовным наслаждениям и т. п. Злоупотребления этим весьма часты главным образом из-за испорченности природы человеческой, если нет препонов ей в разуме'. Обуздание этих страстей зависит от свободной воли человека, над которой у черта мало власти. Различение прямых и косвенных причин не объясняет нам, каким образом возбуждается пагубная любовь или любовное исступление. Черт не может добиться этого прямым воздействием, приневоливая здесь человека. Но он может искушать и убеждать его. Это происходит двумя способами: зримо и незримо. Зримо - когда он является ведьмам в человеческом облике, говорит с ними по-человечьи и убеждает совершить грех, как искушал он прародителей в раю и Христа в пустыне. Незримо - когда он действует внутренним увещеванием и внушением, подобно добрым ангелам, влияя на ум, на чувствования или на внешние чувства и предрасполагаяМолот Ведьм (Часть 1), страница 1Молот Ведьм (Часть 1), страница 2Молот Ведьм (Часть 1), страница 3Молот Ведьм (Часть 1), страница 4Молот Ведьм (Часть 1), страница 5Молот Ведьм (Часть 1), страница 6Молот Ведьм (Часть 1), страница 7Молот Ведьм (Часть 1), страница 8Молот Ведьм (Часть 1), страница 9Молот Ведьм (Часть 1), страница 10Молот Ведьм (Часть 1), страница 11Молот Ведьм (Часть 1), страница 12Молот Ведьм (Часть 1), страница 13Молот Ведьм (Часть 1), страница 14Молот Ведьм (Часть 1), страница 15Молот Ведьм (Часть 1), страница 16Молот Ведьм (Часть 1), страница 17Молот Ведьм (Часть 1), страница 18Молот Ведьм (Часть 1), страница 19Молот Ведьм (Часть 1), страница 20Молот Ведьм (Часть 1), страница 21Молот Ведьм (Часть 1), страница 22Молот Ведьм (Часть 1), страница 23Молот Ведьм (Часть 1), страница 24Молот Ведьм (Часть 1), страница 25Молот Ведьм (Часть 1), страница 26Молот Ведьм (Часть 1), страница 27Молот Ведьм (Часть 1), страница 28Молот Ведьм (Часть 1), страница 29Молот Ведьм (Часть 1), страница 30Молот Ведьм (Часть 1), страница 31Молот Ведьм (Часть 1), страница 32Молот Ведьм (Часть 1), страница 33Молот Ведьм (Часть 1), страница 34Молот Ведьм (Часть 1), страница 35Молот Ведьм (Часть 1), страница 36Молот Ведьм (Часть 1), страница 37Молот Ведьм (Часть 1), страница 38Молот Ведьм (Часть 1), страница 39Молот Ведьм (Часть 1), страница 40Молот Ведьм (Часть 1), страница 41Молот Ведьм (Часть 1), страница 42Молот Ведьм (Часть 1), страница 43Молот Ведьм (Часть 1), страница 44Молот Ведьм (Часть 1), страница 45Молот Ведьм (Часть 1), страница 46Молот Ведьм (Часть 1), страница 47Молот Ведьм (Часть 1), страница 48Молот Ведьм (Часть 1), страница 49Молот Ведьм (Часть 1), страница 50Молот Ведьм (Часть 1), страница 51Молот Ведьм (Часть 1), страница 52Молот Ведьм (Часть 1), страница 53Молот Ведьм (Часть 1), страница 54Молот Ведьм (Часть 1), страница 55Молот Ведьм (Часть 1), страница 56Молот Ведьм (Часть 1), страница 57Молот Ведьм (Часть 1), страница 58Молот Ведьм (Часть 1), страница 59Молот Ведьм (Часть 1), страница 60Молот Ведьм (Часть 1), страница 61Молот Ведьм (Часть 1), страница 62Молот Ведьм (Часть 1), страница 63Молот Ведьм (Часть 1), страница 64Молот Ведьм (Часть 1), страница 65Молот Ведьм (Часть 1), страница 66Молот Ведьм (Часть 1), страница 67Молот Ведьм (Часть 1), страница 68Молот Ведьм (Часть 1), страница 69Молот Ведьм (Часть 1), страница 70Молот Ведьм (Часть 1), страница 71Молот Ведьм (Часть 1), страница 72Молот Ведьм (Часть 1), страница 73Молот Ведьм (Часть 1), страница 74Молот Ведьм (Часть 1), страница 75Молот Ведьм (Часть 1), страница 76Молот Ведьм (Часть 1), страница 77Молот Ведьм (Часть 1), страница 78Молот Ведьм (Часть 1), страница 79Молот Ведьм (Часть 1), страница 80Молот Ведьм (Часть 1), страница 81Молот Ведьм (Часть 1), страница 82Молот Ведьм (Часть 1), страница 83Молот Ведьм (Часть 1), страница 84Молот Ведьм (Часть 1), страница 85Молот Ведьм (Часть 1), страница 86Молот Ведьм (Часть 1), страница 87Молот Ведьм (Часть 1), страница 88Молот Ведьм (Часть 1), страница 89