Его советник указал ему на это. Но князь ответил: 'Пусть бог накажет меня смертью на этом самом месте, если мое обложение несправедливо'. Тотчас последовало божье мщение. Он упал наземь мертвым. Его смерть была наказанием за несправедливое обложение и за покровительство еретикам. Если же прелаты и иные пастыри не оказывают достаточного противодействия этим колдунам и их покровителям, то и они должны нести заслуженную кару.
Второй главный вопрос этой второй части: о способах устранения или излечения околдования, чему предпосылается разрешение одного затруднения. Дозволяется ли устранять околдование с помощью другого, встречного околдования, или с помощью иных недозволенных действий? На это дается отрицательный ответ, так как не дозволяется пользоваться помощью демонов, что вытекает из предыдущего и что разъяснено учеными (смотри 'Сентенции' II, раздел 7). Ведь иначе это означало бы отступничество от веры. Защитники противного воззрения рассуждают следующим образом. Околдование может быть устранено или человеческим искусством, или дьявольским искусством, или властью бога. Но нельзя себе представить, чтобы человеческое искусство принесло в этом какую-нибудь пользу. Ведь оно несравненно слабее искусства дьявола. Власть бога также не сломит околдования, ибо это было бы чудом, а бог совершает подобные поступки по своему собственному решению, а не по настоянию людей. Так Христос ответил своей матери, просившей его совершить чудо над вином в Кане Галилейской: 'Что мне и тебе жено?'. Это значит: 'Что имеем мы общего при совершении чуда?' Мы наблюдаем лишь очень редкие случаи избавления от околдования при призывании людьми помощи божьей и святых его. Значит, околдованные могут освободиться от порчи только с помощью демонов. Но этой помощи искать не дозволено. Несмотря на это, ее часто ищут. Околдованные отправляются к знахаркам и часто освобождаются там от порчи, не прибегая к знаниям священников и экзорцистов. Значит, практика подтверждает, что околдования устраняются с помощью демонов. Раз искать их помощи возбраняется, то и устранять околдования разрешается еще менее. Надо переносить их в терпении. Сверх того, по словам Фомы и Бонавентуры в 'Комментариях' к 'Сентенциям' (кн. IV, раздел 43 'de impedimento maleficiali'), 'околдование столь глубоко, что против него не существует никакого человеческого средства. Если же таковое и существует, то оно людям неизвестно или же его употребление не дозволено'. Этими словами оба указанных святых дают понять, что околдование - почти что неизлечимая болезнь. Посему они присовокупляют: 'Если бы бог и даровал средство против околдования и заставил демона отступить от своей жертвы, то исцеление все же не было бы делом человеческих рук'. Значит, если бог сам не вступится, то недопустимо никаким образом самим искать избавления от чар. В том же самом разделе и вопросе своих 'Комментариев' указанные ученые высказываются против того, чтобы околдование устранялось встречным околдованием. Посему они и говорят: 'Если даже с помощью встречного околдования можно было бы найти действительное средство против чар, то и в этом случае вытекающее отсюда призывание демонов никак не допустимо'. К тому же, экзорцизмы церкви с божьего попущения не при всех телесных порчах достаточно сильны для оттеснения демонов. Но экзорцизмы успешны против тех дьявольских напастей, против которых они главным образом направлены, например, против бесноватости и при заклинании детей. Сверх того, не является необходимым следствием, чтобы, если из-за грехов дьяволу дана над кем-нибудь власть, то с прекращением греха прекращалась бы и власть дьявола. Ведь случается, что наказание остается несмотря на прекращение вины. Все эти рассуждения, высказанные упомянутыми учеными, говорят за то, что не дозволено устранять околдования, что надобно переносить их в терпении, как и иные неизлечимые болезни, и что следует предоставить богу по его усмотрению вылечить от них. Против этой точки зрения выставляются следующие возражения. Как бог, так и природа не обладают ни в чем излишком: у них также нет недостатка ни в чем необходимом. Посему против подобных козней дьявола даны не только средства предупреждения, о которых говорилось в начале второй части, но и средства врачевания. Ведь в противном случае бог не в достаточной степени позаботился бы о верующих, и дела черта представились бы более значительными, чем дела бога. Далее, глосса в том месте книги Иова (гл. XI), где говорится: 'Нет на земле подобного ему' и т. д. дает следующее разъяснение: 'Несмотря на это,Молот Ведьм (Часть 1), страница 1Молот Ведьм (Часть 1), страница 2Молот Ведьм (Часть 1), страница 3Молот Ведьм (Часть 1), страница 4Молот Ведьм (Часть 1), страница 5Молот Ведьм (Часть 1), страница 6Молот Ведьм (Часть 1), страница 7Молот Ведьм (Часть 1), страница 8Молот Ведьм (Часть 1), страница 9Молот Ведьм (Часть 1), страница 10Молот Ведьм (Часть 1), страница 11Молот Ведьм (Часть 1), страница 12Молот Ведьм (Часть 1), страница 13Молот Ведьм (Часть 1), страница 14Молот Ведьм (Часть 1), страница 15Молот Ведьм (Часть 1), страница 16Молот Ведьм (Часть 1), страница 17Молот Ведьм (Часть 1), страница 18Молот Ведьм (Часть 1), страница 19Молот Ведьм (Часть 1), страница 20Молот Ведьм (Часть 1), страница 21Молот Ведьм (Часть 1), страница 22Молот Ведьм (Часть 1), страница 23Молот Ведьм (Часть 1), страница 24Молот Ведьм (Часть 1), страница 25Молот Ведьм (Часть 1), страница 26Молот Ведьм (Часть 1), страница 27Молот Ведьм (Часть 1), страница 28Молот Ведьм (Часть 1), страница 29Молот Ведьм (Часть 1), страница 30Молот Ведьм (Часть 1), страница 31Молот Ведьм (Часть 1), страница 32Молот Ведьм (Часть 1), страница 33Молот Ведьм (Часть 1), страница 34Молот Ведьм (Часть 1), страница 35Молот Ведьм (Часть 1), страница 36Молот Ведьм (Часть 1), страница 37Молот Ведьм (Часть 1), страница 38Молот Ведьм (Часть 1), страница 39Молот Ведьм (Часть 1), страница 40Молот Ведьм (Часть 1), страница 41Молот Ведьм (Часть 1), страница 42Молот Ведьм (Часть 1), страница 43Молот Ведьм (Часть 1), страница 44Молот Ведьм (Часть 1), страница 45Молот Ведьм (Часть 1), страница 46Молот Ведьм (Часть 1), страница 47Молот Ведьм (Часть 1), страница 48Молот Ведьм (Часть 1), страница 49Молот Ведьм (Часть 1), страница 50Молот Ведьм (Часть 1), страница 51Молот Ведьм (Часть 1), страница 52Молот Ведьм (Часть 1), страница 53Молот Ведьм (Часть 1), страница 54Молот Ведьм (Часть 1), страница 55Молот Ведьм (Часть 1), страница 56Молот Ведьм (Часть 1), страница 57Молот Ведьм (Часть 1), страница 58Молот Ведьм (Часть 1), страница 59Молот Ведьм (Часть 1), страница 60Молот Ведьм (Часть 1), страница 61Молот Ведьм (Часть 1), страница 62Молот Ведьм (Часть 1), страница 63Молот Ведьм (Часть 1), страница 64Молот Ведьм (Часть 1), страница 65Молот Ведьм (Часть 1), страница 66Молот Ведьм (Часть 1), страница 67Молот Ведьм (Часть 1), страница 68Молот Ведьм (Часть 1), страница 69Молот Ведьм (Часть 1), страница 70Молот Ведьм (Часть 1), страница 71Молот Ведьм (Часть 1), страница 72Молот Ведьм (Часть 1), страница 73Молот Ведьм (Часть 1), страница 74Молот Ведьм (Часть 1), страница 75Молот Ведьм (Часть 1), страница 76Молот Ведьм (Часть 1), страница 77Молот Ведьм (Часть 1), страница 78Молот Ведьм (Часть 1), страница 79Молот Ведьм (Часть 1), страница 80Молот Ведьм (Часть 1), страница 81Молот Ведьм (Часть 1), страница 82Молот Ведьм (Часть 1), страница 83Молот Ведьм (Часть 1), страница 84Молот Ведьм (Часть 1), страница 85Молот Ведьм (Часть 1), страница 86Молот Ведьм (Часть 1), страница 87Молот Ведьм (Часть 1), страница 88Молот Ведьм (Часть 1), страница 89