том, что ведьмы способны создавать несовершенные твари, надо только посмотреть в каноне 'Nec mirum', а также в каноне 'Episcopi' и в толковании Августина о кудесниках фараона, превративших свои посохи в змеи. Смотри также глоссу к Исходу 7: 'Фараон призвал мудрецов...', далее - глоссу Страбона о том, что демоны, несутся по свету, как только ведьмы заклинаниями пожелают достичь чего-нибудь через них и начинают собирать различные семена, через употребление которых могут возникнуть разные твари. Смотри также Альберта Великого 'О животных', далее св. Фому 1, 114.
4. Для краткости мы опускаем их рассуждения. Надо лишь заметить, что у них под глаголом 'fieri' (быть) подразумевается 'быть созданным' (procreari). Во-вторых, надо принять во внимание, что единственно только бог в силу своей власти может превратить что-нибудь в лучшее или худшее состояние, и именно для исправления человека или в наказание ему. Это случается, однако, часто и через посредство демонов. О первом случае говорится так: 'Бог милует и наказует', а также: 'Я умерщвлю и я оживлю'. Относительно же второго случая говорится: 'Послание через злых ангелов'. В указанном каноне 'Nec mirum' обрати внимание на слова Августина, где ведьмам и их чарам приписывается не только насылание болезней, но и смерти. В-третьих, не мешает принять во внимание следующее обстоятельство: нынешние ведьмы, опираясь на власть демонов, зачастую оборачиваются волками и другими зверями. К тому же, и канон говорит о действительном превращении, а не о воображаемом, что также часто имеет место, о чем сообщает нам подробно Августин ('О граде божием', 18,17) как, например, об известной волшебнице Цирцее, о сотоварищах Диомеда и об отце Престанция. На эту тему будет говориться в некоторых главах второй части, а также и о том, присутствуют ли или отсутствуют при этом ведьмы, принимает ли дьявол на себя их облик и представляется ли человек самому себе в этом новом облике. Еретично ли признавать колдунов? Так как вторая половина вопроса, стоящего в начале этой части книги, утверждает еретичность упорного отрицания существования ведьм, то можно спросить, считать ли этих отрицателей открыто пойманными в еретичестве или только стоящими под сильным подозрением еретичества? Нам кажется, что первое будет вернее. Ведь Бернард в своей Glossa ordinaria (in cap. ad abolendam, . praesenti u vers. deprehensi) говорит, что изобличение в ереси происходит трояко, а именно: 1) с поличным, если обвиняемый открыто проповедует ересь, 2) через законное доказательство свидетелей и, наконец, 3) при собственном признании вины. Вследствие того, что подобные люди открыто проповедуют или открыто протестуют против всего вышесказанного, утверждая несуществование ведьм или их полную безвредность для людей, то их поэтому можно причислить к еретикам. В том же смысле говорит Бернард в Глоссе к главе 'Excommunicamus' касательно слова 'deprehensi publiсе'. Точно так же решает вопрос канон 'Cuibusdam extra de ver. sig'. Пусть читатель посмотрит сам главу, и он увидит, что мы правы. Однако наказание, диктуемое в таком случае каноном 'Ad adoleedam, . in praesenti extra de haer.' и состоящее в лишении священнического сана для духовного лица и передаче мирянина светской власти (для смертной казни), представляется слишком строгим, принимая во внимание незнание и большое количество тех, которые будут изобличены в этом лжеучении. Из-за этого большого количества надобно смягчить строгость суда. следуя указанию dist 40 ut constitueretur. Ответ. Мы намереваемся скорее найти проповедникам оправдание в таком пороке и такой ереси, чем их обвинять, как это и говорится в 'Extra de praesum. с. eitteras, . quodcirca mandamus'. К тому же мы не хотим, чтобы такой проповедник, несмотря даже на сильнейшее подозрение, был осужден за столь тяжкое преступление. Против такого столь сильно подозреваемого может быть начат процесс. Но он не должен быть непременно осужден. Так как мы не можем пренебрегать подозрением и именно вследствие их легкомысленных утверждений против истинной веры, то надобно исследовать степень подозрительности проповедника. Подозрение бывает троякое: слабое, тяжкое и очень тяжкое. Смотри по этому поводу главу 'Accusatus' и главу 'sum Contumacia, lib VI, de haeret', а также примечания Архидиакона и Иоанна Андреаса о гл. 'Accusatus' и о слове 'vehemens'. О подозрении - гл. 'Litteras'. Об очень сильном подозрении говорится в каноне dist, 24 quorundam. Поэтому надо исследовать, под какое подозрение подпадает такой проповедник. Проповедники, высказывающиеМолот Ведьм (Часть 1), страница 1Молот Ведьм (Часть 1), страница 2Молот Ведьм (Часть 1), страница 3Молот Ведьм (Часть 1), страница 4Молот Ведьм (Часть 1), страница 5Молот Ведьм (Часть 1), страница 6Молот Ведьм (Часть 1), страница 7Молот Ведьм (Часть 1), страница 8Молот Ведьм (Часть 1), страница 9Молот Ведьм (Часть 1), страница 10Молот Ведьм (Часть 1), страница 11Молот Ведьм (Часть 1), страница 12Молот Ведьм (Часть 1), страница 13Молот Ведьм (Часть 1), страница 14Молот Ведьм (Часть 1), страница 15Молот Ведьм (Часть 1), страница 16Молот Ведьм (Часть 1), страница 17Молот Ведьм (Часть 1), страница 18Молот Ведьм (Часть 1), страница 19Молот Ведьм (Часть 1), страница 20Молот Ведьм (Часть 1), страница 21Молот Ведьм (Часть 1), страница 22Молот Ведьм (Часть 1), страница 23Молот Ведьм (Часть 1), страница 24Молот Ведьм (Часть 1), страница 25Молот Ведьм (Часть 1), страница 26Молот Ведьм (Часть 1), страница 27Молот Ведьм (Часть 1), страница 28Молот Ведьм (Часть 1), страница 29Молот Ведьм (Часть 1), страница 30Молот Ведьм (Часть 1), страница 31Молот Ведьм (Часть 1), страница 32Молот Ведьм (Часть 1), страница 33Молот Ведьм (Часть 1), страница 34Молот Ведьм (Часть 1), страница 35Молот Ведьм (Часть 1), страница 36Молот Ведьм (Часть 1), страница 37Молот Ведьм (Часть 1), страница 38Молот Ведьм (Часть 1), страница 39Молот Ведьм (Часть 1), страница 40Молот Ведьм (Часть 1), страница 41Молот Ведьм (Часть 1), страница 42Молот Ведьм (Часть 1), страница 43Молот Ведьм (Часть 1), страница 44Молот Ведьм (Часть 1), страница 45Молот Ведьм (Часть 1), страница 46Молот Ведьм (Часть 1), страница 47Молот Ведьм (Часть 1), страница 48Молот Ведьм (Часть 1), страница 49Молот Ведьм (Часть 1), страница 50Молот Ведьм (Часть 1), страница 51Молот Ведьм (Часть 1), страница 52Молот Ведьм (Часть 1), страница 53Молот Ведьм (Часть 1), страница 54Молот Ведьм (Часть 1), страница 55Молот Ведьм (Часть 1), страница 56Молот Ведьм (Часть 1), страница 57Молот Ведьм (Часть 1), страница 58Молот Ведьм (Часть 1), страница 59Молот Ведьм (Часть 1), страница 60Молот Ведьм (Часть 1), страница 61Молот Ведьм (Часть 1), страница 62Молот Ведьм (Часть 1), страница 63Молот Ведьм (Часть 1), страница 64Молот Ведьм (Часть 1), страница 65Молот Ведьм (Часть 1), страница 66Молот Ведьм (Часть 1), страница 67Молот Ведьм (Часть 1), страница 68Молот Ведьм (Часть 1), страница 69Молот Ведьм (Часть 1), страница 70Молот Ведьм (Часть 1), страница 71Молот Ведьм (Часть 1), страница 72Молот Ведьм (Часть 1), страница 73Молот Ведьм (Часть 1), страница 74Молот Ведьм (Часть 1), страница 75Молот Ведьм (Часть 1), страница 76Молот Ведьм (Часть 1), страница 77Молот Ведьм (Часть 1), страница 78Молот Ведьм (Часть 1), страница 79Молот Ведьм (Часть 1), страница 80Молот Ведьм (Часть 1), страница 81Молот Ведьм (Часть 1), страница 82Молот Ведьм (Часть 1), страница 83Молот Ведьм (Часть 1), страница 84Молот Ведьм (Часть 1), страница 85Молот Ведьм (Часть 1), страница 86Молот Ведьм (Часть 1), страница 87Молот Ведьм (Часть 1), страница 88Молот Ведьм (Часть 1), страница 89