то пожар сразу же утихнет и прекратится сам собой; однако если яйцо попадет в руки человека сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится, и в этом случае останется лишь одно средство – бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений (тогда ветер утихнет, изменит направление, а сила огня ослабеет настолько, что можно будет с ним бороться своими силами). В некоторых местах прибегали еще и к такому способу: кидали освященное на Пасху яйцо в пожар, полагая, что это остановит огонь. Использовали пасхальные яйца и для различных поисков. Например, во многих местах с ними искали заблудившуюся скотину, а иногда и клады, поскольку считалось, что всякий клад охраняет специально приставленный к нему нечистый дух, который, завидев человека с пасхальным яйцом, непременно испугается и убежит, и тогда клад легко можно будет взять. С пасхальным яйцом в некоторых местах выслеживали домового, колдуна или черта. Считалось, к примеру, что если в первый день Пасхи, после церковной службы, прокатить яйцо в каждом углу двора, то можно обнаружить черта в шапке-невидимке; тогда-то, уверяли кре-стьяне, можно сорвать чудесную шапку и надеть ее на себя, но если в это время черт тебя схватит, то 'лишишься яйца и продашь Христа', т.е. пропадешь.
Некоторые особые правила касались поедания пасхальных яиц. Например, повсеместно запрещалось при еде выбрасывать (а тем более выплевывать) скорлупу яйца за окошко на улицу, потому что на Светлой седмице по земле ходит сам Христос с апостолами, и скорлупой, по неосторожности, можно в него попасть. Впрочем, запрет выбрасывать яичную скор-лупу за окно касался не только пасхального периода и объяснялся разными поверьями: кое-где считалось, например, что если выбросить скорлупки от яиц целыми, то русалки сделают себе из них кораблик и будут плавать на нем 'на зло честному люду'; а если в выброшенной скорлупке скопится вода, то из нее может напиться сорока, и оттого человек, выбросивший скорлупку, заболеет лихорадкой.
Пасхальные обряды.
Как самый большой и наиболее чтимый христианский праздник в году, Пасха, естественно, группировала вокруг себя целый цикл народных примет, поверий, обрядов и обычаев, причем как христианских, так и языческих по сути. Все они могли приурочиваться ко всей Светлой седмице, однако наибольшее их количество относилось к самому важному времени Пасхального периода – к первому пасхальному дню и, в особенности, ко времени праздничной пасхальной службы.
Так, например, во многих местах считалось, что если в пасхальную ночь или во время заутрени пойти к роднику, набирать там водицы и молча принести ее домой, не произнеся по дороге ни единого слова, то вода приобретет особую силу, почти равную силе святой воды: такой 'мольчальной' водой кропили дома и амбары для счастья и благополучия, умывались ею для здоровья и т.д.
Утром Светлого воскресенья многие хозяйки, радеющие о своем хозяйстве, едва вернувшись из церкви, 'шугали' с насеста кур для того, чтобы те не ленились, вставали пораньше и несли больше яиц. В это же время смотрели, какая скотина лежит смирно, а кото-рая ворочается: первая, по их мнению, 'ко двору', т.е. будет благополучна, а вторая – 'не ко двору', пропащая, до конца года, скорее всего, не доживет. По дню Пасхи поселяне судили о будущем годе. Например, считалось, что мороз или гром на Пасху предвещают хороший урожай льна, а дождь сулит дождливую весну; темная ночь под Пасху – к урожайному году. Существовала и такая примета: кто на первый день Пасхи разобьет что-либо – умрет в тот год. По народному поверью, если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток – к пожару, а коли на запад – к несчастью.
К первому дню Пасхи во многих местах приурочивалось изгнание из дома клопов и тараканов. Делалось это следующим образом: хозяин, придя домой после обедни, не сразу входил в избу, а предварительно стучался; хозяйка же, не отворяя дверей, спрашивала: 'Кто там?' – 'Я, хозяин твой, – отвечал муж, – зовут меня Иван. Ну что, жена, чем разговляться будем?' – 'Мы-то разговляться будем мясом, сметаной, молоком, яйцами...' – 'А клопы-то чем?' – 'А клопы клопами!'. Считалось, что после такого обряда клопы, подслушав этот диалог, либо испугаются и убегут из избы, либо набросятся друг на друга и сами себя поедят. Существовал и другой, более простой способ изгнания из избы всяких паразитов: когда хозяева шли из церкви с пасхами, какая-нибудь старуха брала веник и кричала: 'Прусаки и тараканы и всякая гадина, выходите вон из избы – святая пасха идет!';