мас- сивностью и мастерством каменной кладки. Вот несколько деталей, наводящих на размышления. Стены крепости инков Саксауаман выложены из камней разной величи- ны и неправильной формы, которые поразительно точно подогнаны друг к другу по принципу мозаики. В Тиауанако некоторые блоки сцеплялись еще более хитроумным способом: шип, высеченный на боковой поверхности одного камня, плотно входил в паз соседнего блока. Там же для крепления каменных блоков друг к другу приме- нялись металлические скобы. Отдавая должное искусству строителей, разделим и недоумение, выраженное одним из критиков фильма 'Воспоминания о будущем': по- чему высокоразумные пришельцы, коли они, прямо или косвенно, были причастны к возведению этих колоссов, не использовали (либо не научили землян использо- вать) более прогрессивный метод строительства - кладку из унифицированных бло- ков, скрепляемых раствором? Других критиков настораживает сам выбор материала - 'пришельцы из космоса не работали бы с камнем'. Третьи обращают внимание на то, что все загадочные сооружения отвечали сугубо земным целям - оборони- тельным, как Саксауаман, погребально-мемориальным, как египетские пирамиды, или культовым, как баальбекская терраса, служившая основанием для храма Юпите- ра.
Вообще, исследуя загадочные 'прорывы' древних в области, скажем, химии, математики или техники, мы обогащаем только свои представления о культурах прошлого - но не наши химические, математические или технические познания. Все эти достижения наших предков, источником которых мы готовы предположить вне- земную мудрость, для современной науки и техники - как правило, уже пройден- ный этап. Желанных воспоминаний о будущем, об обогнавшей нас культуре что-то не получается.
Конечно, тут есть что и возразить. Например, логично предположение, что космические просветители людей передали бы им относительно несложные сведения (допустим, лишь азы электротехники), доступные пониманию и последующему самос- тоятельному применению на практике. Вероятно, далее, что заимствованные у инопланетян знания люди с течением веков постепенно бы забывали и примитивизи- ровали.
Кстати, такой логический ход часто использует Э. фон Деникен, чтобы от- биться от критики, Например, в дискуссии о 'космодроме' Наска. Оппоненты Дени- кена, и среди них Мария Рейхе, посвятившая жизнь изучению этого 'восьмого чу- да света', доказывали что полосы и фигуры на плато Наска, видимые с воздуха, не могли быть посадочными знаками инопланетян. Рисунки различимы только днем и со сравнительно небольшой высоты (100-200 метров), да и техника их нанесения довольно примитивна; неведомые мастера удаляли коричневый поверхностный слой пампы, обнажая более светлый грунт. 'А я и не настаиваю, что это дела рук при- шельцев, - ответил Деникен. - Просто они когда-то здесь приземлялись на аппаратах типа 'Шаттл', оставлявших после себя на почве длинные ровные следы. В ожидании пов- торного прилета 'богов' местные жители стали углублять эти полосы и делать но- вые. Потом, видя, что 'богов' все нет, они начали сигнализировать им на небо гигантскими рисунками. В сходной манере объясняет Деникен происхождение ста- туй острова пасхи, а также упоминавшихся выше циклопических построек: 'бо- ги-астронавты' только передали людям необходимую технику и 'ноу-хау', а уж земляне затем использовали все это в своих нуждах и по собственному разумению.
Можно утешаться такими - с виду правдоподобными - догадками и каждый раз, когда предполагаемое научно-техническое наследие гостей из космоса разо- чаровывает нас своим невысоким уровнем, валить все на их земных учеников и подражателей. Тем самым, правда, мы невольно понижаем 'степень аномальности' этих знаний и умений, признаем их принципиальную близость к уровню возможнос- тей наших предков. Почти все факты такого рода (о редчайших исключениях мы по- говорим особо) не отрываются от этою уровня настолько, чтобы предположение об их космических истоках стало предпочтительнее версии о земных корнях.
Многие трудности в поиске и анализе следов и палеовизита вызваны тем, что в большинстве случаев мы можем рассчитывать лишь на косвенные следы. Мы ищем описания внеземной экспедиции в словесных источниках и изображения ее в памятниках древней живописи, мы пытаемся выловить элементы чужепланетной ду- ховной культуры, 'проросшие' в культурных достижениях наших предков.
Это значит, что информация о палеовизите дойдет до исследователя, преломленная сквозь призму восприятия людей давно ушедших эпох (не говорю уже, что это преломление