могло быть многократным, если информация передавалась из поколения в поколение).
Приверженцы 'теории древних астронавтов' часто исходят из убеждения, по- рой навеваемого не слишком квалифицированными публикациями научно-популярного характера, что человек далекого прошлого был неисправимым реалистом: описывал и рисовал только то, что видел собственными глазами. Ну, разве что чуть-чуть добавлял при этом вымысла, но так, что сегодня в принципе не составляет труда определить, где правда в том рассказе (изображении), а где выдумка, поздней- шие искажения информации и т.п. Это иллюзия. И фантазией древний художник не был обделен, и 'реальное зерно', каковое, разумеется, есть у любого фантастического образа, далеко не всегда очевидно. Порой между действительностью и порожденными ею образами древней фантастики такое же сходство, как - продолжим метафору - между зерном и выросшим из него растением.
Применительно к вопросу о палеовизите это обстоятельство имеет своим специфическим следствием наличие 'двойников', ложных параллелей, Мы уже вели речь о мнимых пришельцах и о псевдотехницизмах. Бывают и псевдознания. Расска- жу о таком случайном совпадении, Одна из самых ярких картин, представших взору космонавтов, - солнце, буд- то 'вколоченное' (по выражению Юрия Гагарина) в черноту неба. Мысль о том, что в космосе можно увидеть такое, с бытовой точки зрения неожиданна (солнце и ночной мрак кажутся несовместимыми), да и наука предсказала этот эффект срав- нительно недавно; по крайней мере в научной фантастике, описывающей космичес- кие путешествия, вид солнца на фоне темною. неба начинает упоминаться лишь со второй половины 19 столетия. Обнаружив подобное описание в значительно более раннем тексте, мы, пожалуй, были бы вправе спросить себя, не восходит ли оно к реальным впечатлениям от космического полета, кои, в свою очередь, могли быть почерпнуты только из контакта с инопланетянами. Но вот в стихотворении Держа- вина, написанном в 1797 жду, встречаем фразу: Где чертог найду я правды?
Где увижу солнце в тьме?
Гаврила Романович, естественно, не надеялся увидеть это в космосе. Прос- то он воспользовался традиционным образом, идущим из древней и средневековой литературы: свет праведности окружен мраком прегрешений. (Нельзя не вспомнить евангельское: 'И свет во тьме светит, и тьма не объяла его'.) Так что знать о 'солнце в тьме' - как реальном зрелище космического пространства -. до извес- тной поры было нельзя, а выдумать его образ можно.
Я привел пример, когда из контекста высказывания совершенно ясно, что подозревать здесь 'впечатления космонавта' нелепо. Ну, а если бы текст был ар- хаичнее, сложнее для интерпретации? Нет гарантии, что кто-нибудь не соблазнил- ся бы обманчивым 'следом палеовизита'. И подобные тупики грозят нам на каждом шагу.
Найдутся ли прямые следы.
Как ни велики трудности, обрисованные в предыдущей главе, нужно их прео- долевать - теоретическими разработками, совершенствованием методик и т.п. Ино- го пути нет. Однако от некоторых ученых, как правило, представляющих точные науки, приходится слышать, что с помощью текстов, изображений и прочих памят- ников земной культуры доказать палеовизит все равно не удастся. Слишком гипо- тетичны, неоднозначны истолкования такого рода источников. Вот если бы отыс- кался какой-либо предмет инопланетного производства - тогда реальность палео- визита стала бы для всех бесспорной. Несколько по другому но с той же катего- ричностью рассуждают и некоторые критики 'гипотезы о пришельцах'. Если посеще- ние было и образы космических визитеров в таком изобилии запечатлены в мифах и рисунках, то почему же, спрашивают они, 'пришельцы не оставили после себя ни одного болта, ни одной металлической детальки','ни единого винтика, сделанно- го из неизвестного сплава'?
В приведенных рассуждениях есть свой резон. Конечно, прямые мате- риальные следы посещения - то ли в виде испорченных или отработанных элемен- тов иноземной техники, то ли в виде 'памятного знака', 'вымпела', 'информа- ционной капсулы', специально адресованных нынешним искателям 'древних астро- навтов', - на Земле могли остаться, и найти их было бы чрезвычайно заманчиво.
Только вот стоит ли 'зацикливать' все решение проблемы палеовизита на обнару- жении или необнаружении этого типа следов?
Начнем с того, что 'могли оставить' - это еще не значит 'непременно ос- тавили бы'. Мотивы поведения пришельцев нам не ведомы, и приписывать им свою логику мы не в праве. Далее, если искусственные предметы (артифакты) неземно-