была во многом вызвана эмоциональным неприятием са- мой идеи палеовизита, нужно признать, что оппонентам удалось нащупать в 'при- шельческой' версии одно действительно уязвимое место.
Перед нами снова возникает призрак ситуации, ставшей прямотаки роковой в проблеме палеовизита. Астрономические знания догонов, превосходя собственные познавательные способности этого народа ('аномалия' на сей раз бесспорна), во многих аспектах выглядит недостаточно совершенными для его- предполагаемых инопланетных наставников. Ну в самом деле, не могли пришельцы назвать спутник Сириуса самой маленькой и самой тяжелой звездой, ибо наверняка бы знали, как знаем сегодня мы, о существовании и более миниатюрных, и куда более плотных и тяжелых звезд. Или почему, спрашивается, космические учителя догонов сообщили только о четырех спутниках Юпитера, тогда как к сегодняшнему дню их известно шестнадцать и нет уверенности, что это окончательное число? 'Разве что меж- звездные путешественники, пролетая мимо Юпитера, не умели считать даже до пя- ти', - иронизирует по этому поводу астроном Дитер Герман. (Возражения типа: 'они успели заметить только самые крупные спутники' - не лишены, конечно, смысла, но все же они из области непроверяемых допущений.) По указанным осо- бенностям астрономия догонов ближе к уровню хотя и довольно развитой, но 'вче- рашней' земной астрономии.
Так не здесь ли кроется разгадка? В противовес объяснениям Герье и Тем- пля их критики выдвинули 'гипотезу о миссионере'. Послушаем аргументы в ее пользу.
Догонская культура не была изолирована от влияния со стороны современной западной цивилизации. В частности, в 20-е годы нашего столетии среди догонов работали миссионеры из католической организации 'Белые отцы'. Какой-нибудь миссионер мог обратить внимание на то, что мифология аборигенов придает большое значение Сириусу. (Сам по себе интерес догонов к ярчайшей звезде зем- ном неба, конечно, ничуть не загадочен, а кроме того, не исключено, что они переняли этот интерес от жрецов Древнего Египта, которые, как известно, умели рассчитывать время первого появления Сириуса из-за , горизонта, предсказывая по этому моменту скорый разлив Нила.) Для налаживания добрых отношений с мес- тными жителями или по какими иным соображениям миссионер - так считают сторон- ники излагаемой версии - решил обогатить представления догонов об их любимом светиле.
Здесь следует подчеркнуть, что как раз в 20-е годы Сириус сделался ге- роем многочисленных публикаций. К тому времени была установлена чудовищная плотность его спутника, и наука на базе этого открытия пришла к мысли о сущес- твовании нового, неизвестного доселе типа звезд - белых карликов. 'Самая ма- ленькая и самая тяжелая звезда' - такая характеристика Сириуса В звучала спра- ведливо именно по состоянию астрономических знаний на 20-е годы, Миссионер добросовестно пересказал догонам все, что читал о Сириусе В (а писали о нем не только научные издания, но и газеты; белые карлики пользовались в те годы та- кой же популярностью, как в наши дни черные дыры). Догонские жрецы включили новые сведения в свою мифологическую систему, и когда французские этнологи за- нялись ее изучением, заимствованные астрономические знания уже воспринимались как органичная часть мифов.
Не вдаваясь пока в подробное обсуждение этой гипотезы, замену, что и она не объясняет всех астрономических странностей в мировоззрении догонов. К при- меру, ей тоже можно адресовать каверзный вопрос: неужели миссионер знал только о четырех спутниках Юпитера, хотя и в те годы их насчитывали уже девять?
Вообще догонской астрономии присуща отчетливая хронологическая многос- лойность. К первому слою относятся представления, нормальные для архаической культуры. Скажем, догоны знают лишь планеты, видимые невооруженным глазом, - в этом аспекте их астрономию явно никто не корректировал, ни 'миссионер', ни 'пришельцы с Сириуса'.. Второй слой знаний - например, о тех же спутниках Юпи- тера - скорее соответствует астрономическим представлениям эпохи Галилея. На- конец, знания о системе Сириуса или спиральной структуре нашей Галактики отве- чают уровню науки первой половины 20-го века.
Опираясь на этот факт, Д.Герман модифицировал 'гипотезу о миссионере' следующим образом, 'Догоны, - пишет он, - учиняли 'астрономический допрос' каждому представителю наций, практикующих астрономию, который приезжал в Рес- публику Мали на протяжении ее истории, а до наступления эры массовом туризма это, по всей видимости, были люди преимущественно высокообразованные.