Такие расспросы гостей с течением веков и могли привести к той мешанине астрономи- ческих знаний разных эпох, которую мы сегодня наблюдаем у догонов'.
Я думаю, читатель ощутил психологическую натяжку, ценой которой объяс- няются факты в обоих вариантах рассматриваемой гипотезы. Нам предлагают пове- рить в поистине странное поведение участников межкультурного контакта. Пове- рить в то, что миссионер, 'по долгу службы' призванный распространять среди африканцев христианское вероучение, вдруг стал читать им лекции по астрономии.
Или что целый народ в течение многих веков был одержим 'астрономической ма- нией' и жадно расспрашивал всех чужеземцев о вещах, бесконечно далеких от ем практических нужд... Едва ли в истории сыщутся аналогичные примеры.
Ну да ладно, сомнения психологического порядка - еще не полновесный кон- траргумент. Более серьезные возражения против гипотезы о недавнем заимствова- нии догонами своих удивительных познаний рождаются при анализе мифологическо- го и этнографического контекста этих знаний.
Начать с того, что загадочные астрономические сведения не просто включе- ны в мифологическую систему, но являются по существу астромифологией, каждый мотив которой нагружен архаическим и, как водится в мифологии, многоплановым содержанием. К примеру, обращение Сириуса В (звезды По, как называют ее дого- ны) вокруг Сириуса А (звезды Сиги) символизирует ритуал обрезания. С другой стороны, оба небесных тела ассоциируются с двумя популярными персонажами ми- фов, и о движении спутника Сириуса догоны говорят: это бледный лис Юругу неот- ступно кружит около своего 'женского близнеца' Язиги и не может ее настичь. Ко всему прочему, следуя исконно мифологическому принципу уподоблять микрокосм (человеческий организм) макрокосму ('организму' Вселенной), догоны уподобляют круговые движения небесных тел циркуляции крови. Примеры можно было бы умно- жить. И нигде не видно 'швов', 'белых ниток' следов поспешной подгонки недав- но узнанных астрономических сведений к древним мифологическим воззрениям, А ведь догонам, если принять 'гипотезу о миссионере', надо было с этим спешить, ибо деятельность пресловутого миссионера относят к 20-м годам, а уже с 1931 года к изучению догонских мифов приступили профессор Гриоль и его сотрудники...
0 солидном возрасте астромифологии догонов можно судить и по их главному празднику Сиги. Проведение через каждые 60 лет церемоний Сиги догонские жрецы связывают с периодом обращения звезды По вокруг звезды Сиги, который, как ут- верждают догони (и современная наука!), равен 50 годам. В причине несовпаде- ния этих двух цифр Гриолю и Дитерлен разобраться не удалось, но о том, что для догонов оба цикла, небесный и земной, имеют смысловую связь, исследователи го- ворили твердо. Так вот, по этнографическим данным (наличию реликвий, оставав- шихся после каждого подобного торжества) церемонии, Сиги прослеживаются до Х11 столетия, а некоторые сведения позволяют предполагать начало этих церемоний в VI веке н.э.! Естественно заключить, что сравнимую древность имеют и астроно- мические представления догонов, по крайней мере касающиеся системы Сириуса - Сиги.
Мне кажется, искусственность, надуманность 'гипотезы о миссионере'.соз- нают и ее сторонники. Недаром тот же Д.Герман назвал ситуацию с догонскими знаниями о космосе 'безнадежным случаем': дескать, доказать вмешательство 'миссионера' или какогото цивилизованного путешественника ничем нельзя, но '... для респектабельного ученого все же солиднее придерживаться этой гипоте- зы, чем одиозной версии об инопланетных наставниках догонов', которую, в свою очередь, по словам Германа, однозначно опровергнуть', как и 'однозначно под- твердить', не представляется возможным, Действительно ли ситуация настолько тупиковая? Пожалуй, перспективы все-таки есть. В частности, многое могла бы прояснить астрономическая провер- ка тех утверждений догонов, которые не удостоверяются четко современной нау- кой, но пока и не 'запрещаются' ею. Нельзя исключить, что результатом такой проверки станет обнаружение во взглядах этого африканского народа на Вселен- ную слоя знаний, превосходящих наши нынешние.
Например, догони говорят, что вокруг Сириуса (Сиги), помимо звезды По, обращается сще одна невидимая звезда - они называют ее Эмме йа. Научная дис- куссия о наличии в этой звездной системе третьего компонента, Сириуса С, нача- лась в 20-е годы, когда несколько астрономов заявили, что наблюдали его в те- лескоп. Сегодня вопрос о существовании Сириуса. С находится в 'подвешенном'