Индии пока не обнаружено, профессор Канджилал напоминает о египетском планере и латиноа- мериканских самолетиках, Вряд ли, однако, эти модели, технический характер ко- торых еще нужно доказать, усиливают весомость индийского материала. И кстати, как насчет их собственных шансов оказаться отображением инопланетной техники.' Представить пришельцев летающими в атмосфере нашей планеты на планерах затруд- нительно; вот подарить землянам сам принцип планера и секреты его изготовле- ния они, пожалуй, могли. А могли ли высокоразвитые космические визитеры ис- пользовать самолеты или аналоги 'Шаттла' и 'Бурана'? Наверное, по этому пово- ду будут разные мнения. Что и говорить, большой клубок предстоит распутывать тем, кто всерьез заинтересуется проблемами древних летательных аппаратов.
Ждет своего исследователя и странный мотив, бытующий в фольклоре и письменности многих народов. Подробности рассказа различаются, но есть и ус- тойчивое ядро: герой отправляется в иной мир (на небо или под воду, в загроб- ное царство, в страну эльфов или фей, на остров бессмертия и т.п.), проводит там считанные часы, дни или годы, л по возвращении домой он не может узнать этих мест и не застает в живых свою родню. Выясняется, что он отсутствовал несколько столетий. Еще И.Зенгер-Бредт обратила внимание на удивительное сов- падение этого мотива с эффектом, который предсказывается специальной теорией относительности и получил наименование 'парадокса часов' или 'парадокса близ- нецов'. Суть его в том, что на борту космического корабля, летящего со скорос- тью, близкой к скорости свет;), время будет течь медленнее, чем, скажем, на Земле. В популярной литературе этот эффект любят иллюстрировать так: молодой космонавт, вернувшись из межзвездной экспедиции, длившейся для нет одно-два десятилетия, находит своего брата-близнеца глубоким старцем или вообще не зас- тает его в живых (если полет был на дальнее расстояние).
Фольклористы и историки литературы не дали пока удовлетворительного объяснения этому мотиву и его перекличке с предсказанием теории относительнос- ти, Для выяснения истоков мотива требуется сравнительный анализ многих сотен текстов на разных языках - дело, как вы понимаете, долгое и хлопотное. Но уже сейчас можно констатировать, что распространение данного мотива ограничено Евразией, а это позволяет предположить у него единый источник - возможно, кор- ни обнаружатся на Востоке. В этой связи нельзя не вспомнить некоторые древ- неиндийские представления. Так, один день Брахмы, высшего бога индуизма, при- равнивался к 4 320 000 000 человеческим годам, в небесном мире Тушита, соглас- но буддизму, один день божественной жизни составляет 400 земных лет, и т.п.
Конечно, на то они и боги, чтобы все аспекты их бытия были несоизмеримы с че- ловеческими, но... и для человека, оказавшиеся в обители богов, время течет медленнее (это иллюстрирует, к примеру, один из сюжетов 'Вишнупураны'). Зна- чит, дело не столько в сущности самих богов, сколько в свойствах мира, ими на- селяемого. Небесного мира...
Впрочем, и тут нельзя быть уверенным заранее, что мы имеем дело с воспо- минаниями о космических путешествиях. Возможно, это опять-таки случайное сов- падение. Но ведь и его нужно доказать! Чем бы все ни обернулось в результате, этот 'знак вопроса' буквально взывает к исследователям.
А вот наука на призывы такого рода все еще откликается. не слишком охот- но. Справедливо негативное отношение к 'теории древних астронавтов' вылилось в предубеждение против самой темы палеовизита. По меткому замечанию одного зару- бежного автора, всякий серьезный исследователь, желающий заняться вопросом о посещении Земли, 'рискует вымазаться в дегте фон Деникена'. Гораздо более со- лидным, да и более перспективным, направлением поисков ВЦ считается прослуши- вание и наблюдение дальнего космоса, Вернее, так было до недавних пор. Сейчас научные взгляды в этой области переживают значительную ломку. Связана она с тем, что многолетние поиски ра- зумных сигналов из космоса и видимых проявлений астроинженерной деятельности сверхцивилизаций не увенчались успехом. Понятно, это еще не основание для зак- лючения о нашем одиночестве во Вселенной, и существует масса оправданий; об- следована лишь малая часть небесных объектов, прослушивание велось в ограни- ченном диапазоне частот, не имеется четких критериев различения искусственных и естественных космических явлений и. т. п, Но это - доводы рассудка. Чисто психологически же неудача экспериментов подточила первоначальный оптимизм мно- гих специалистов,