слова 'небо' и 'бог' - однокоренные. Почему так? Может быть, а отличие от водных, подземных и прочих выдуманных духов и божеств небесные (инопланетные) жители все-таки дей- ствительно являлись перед людьми и оставили по себе самую яркую, неизгладимую память?
Увы, и в данном случае находятся причины куда более глубокие и универ- сальные, коренящиеся в психологии человеческого мировосприятия. Издавна верх было принято наделять положительными, а низ - отрицательными свойствами. Даже сегодня, говоря о 'вершине славы', 'верховной власти', 'совершенстве', 'возвы- шенных' и 'низменных' чувствах, мы по традиции - скорее неосознанно - связы- ваем с верхом представления о чем-то главенствующем, наиболее развитом, идеальном. А в древней модели мира у этого положительно отмеченного верха бы- ло и конкретное воплощение - небо. От благосклонности небес, дарующих свет и дождь, зависело все живое на Земле. С неба 'видно' все происходящее в земном мире. Небо - это и область, самая недоступная для простого смертного. Короче, есть много вполне очевидных резонов, по которым обителью всеведущих, всемогу- щих и совершенных существ люди считали именно (или в первую очередь) небо.
Стало быть, и критерий 'небесного происхождения' не позволяет выделить истинных космических пришельцев на фоне вымышленных фигур мифологической исто- рии. Остается еще один признак - 'биологические отличия от людей'. Но и тут ситуация не вызывает оптимизма. Материалом для 'лепки' фантастических образов служила вся окружающая действительность, поэтому персонажи мифов, легенд, ска- заний имеют - в самых разных комбинациях - черты человека, животных, иногда растений, явлений природы (отсюда, кстати, у многих божеств осенние и громо- вые атрибуты, которые в 'теории древних астронавтов' трактуются как память о реактивных кораблях пришельцев). Люди прошлого верили в богов крылатых и ры- бохвостых, многоруких и трехглазых, в великанов и карликов... Как узнать сре- ди этого сонма 'биологически несхожих' с нами существ тех, кого мы ищем? Зада- ча почти неразрешимая.
В целом суть проблемы очень точно уловил К.Саган, сказавший: чтобы ка- кое-нибудь сообщение легендарномифологического оттенка могло считаться свиде- тельством палеовизита, 'нам нужно от легенды нечто большее, чем просто рас- сказ о появлении странного существа, совершающего удивительные деяния и живу- щего на небе'.
Здесь, пожалуй, требуется уточнение. Вполне вероятно, что память об инопланетных астронавтах действительно запечатлелась бы в образах неких свер- хъестественных существ. Подтверждением этому служат контакты между земными культурами разном уровня развития. Можно было бы сослаться на соответствующие рассказы папуасов о Миклухо-Маклае, на известный исторический казус, когда ац- теки приняли Кортеса за своего вернувшегося бога Кецалькоатля, на знаменитый 'культ карго', возникший в Меланезии под влиянием контактов островитян с белы- ми людьми...
Примеры такого рода есть и в истории нашей страны. Собиратели русского фольклора, ездившие в начале нынешнего столетия по глухим деревням, записыва- ли некоторые народные песни на фонограф, а потом давали послушать запись ис- полнителям, Диковинная машинка, говорящая человеческим голосом, 'передразни- вавшая' певцов, вызывала у них суеверный страх: 'черт', 'дьявол'! 'С фоногра- фа, - свидетельствовали фольклористы братья Соколовы, - название черта перено- сят и на собирателя... Один крестьянин слушал, слушал фонограф, на нас посмот- рел, не вытерпел и вслух высказал свое сомнение: 'Уж вы сами-то люди ли?' А когда осенью 1890 года над Олонецкой губернией пролетел запущенный в Петербур- ге большой воздушный шар с двумя аэронавтами, жители одной деревни решили, что наступил конец света, потому что 'с неба спустился антихрист', в другой же де- ревушке воздухоплавателей приняли за 'святых угодников' и засветили в их честь лампады... Сознание человека всегда стремится истолковать незнакомое в привыч- ных понятиях; мышление человека верующего использует при этом стереотипы рели- гиозномифологического восприятия мира. Так что образы инопланетян всетаки мож- но искать и среди богов, и среди культурных героев, но, чтобы отличить истин- ных пришельцев от мнимых, 'нам нужно от легенды нечто большее' - какие-нибудь черточки, детальки, которые были бы уместны только в описании инопланетян и нехарактерны для 'липовых' образов человеческой фантазии.
Итак, портрет пришельцев, составленный нами вначале, требуется сделать конкретнее. В отношении некоторых признаков мы и в самом