процессия скрылась из виду. После этого
ночного кошмара
сестра мальчика сошла с ума'.
Не менее страшный случай приводит в своей книге и Уильям Сибрук.
Молодая
девушка по имени Камилла вышла замуж за некоего Мэтью Тусселя. В
первую
годовщину свадьбы он после полуночи позвал жену отпраздновать это
событие.
Причем муж настоял, чтобы она надела свадебное платье. В
торжественно
убранной, но освещенной только свечами комнате кроме них было еще
четверо
гостей в вечерних туалетах. Однако никто из них не поздравил
Камиллу. И
вообще гости вели себя довольно странно: сидели молча со
скорбными лицами.
Мэтью извинился за них перед женой, пообещав, что после застолья
мужчины с
ней потанцуют. Голос мужа показался Камилле неестественно
напряженным.
Она перевела взгляд на сидевших за столом и внезапно увидела, как
неподвижные
пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого на
скатерть
льется вино. Тогда молодая женщина схватила стоявший в стороне
подсвечник и
поставила его в центр стола. Только теперь она обнаружила, что
сидит в
компании с четырьмя трупами. В панике Камилла бросилась наверх и
заперлась в
своей комнате. Наступило утро, пришла прислуга, но женщина упорно отказывалась выходить. В дальнейшем она так и не оправилась от
пережитого
кошмара, а ее муж уже на следующий день уехал с Гаити.
Возникает вопрос: насколько достоверны подобные истории? Но
католические и
протестантские священники на Гаити приводят собственные
свидетельства,
которым трудно не верить. Например, как они сами собственными
глазами
видели покойника, отправляли заупокойную службу, закрывали гроб
крышкой и
бросали землю в могилу. А спустя несколько дней или недель вдруг
встречали
'бывшего покойника' с застывшим взглядом и лицом-маской.
Невменяемого, но не
мертвого. Как пишет Альфред Метро, автор книги 'Вуду на Гаити':
'В Порт-о-
Пренсе даже среди образованных людей немного таких, кто хотя бы
отчасти не
верил этим зловещим историям'.
Кстати, Зора Херстон была одной из первых, кому довелось самой
видеть и
фотографировать 'живых мертвецов'. В частности, она снимала зомби
Фелисию Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в
1907 году. А
в 1936 ее нашли: она бродила голой недалеко от фермы брата. И
муж, и брат
узнали в ней ту, кого они сами похоронили 29 лет назад. Фелисия
была в ужасном
состоянии, и ее отправили в больницу. Там женщину-зомби увидела
писательница. 'Это было страшное зрелище, - вспоминала она.
- Белое лицо с мертвыми глазами... Веки были абсолютно белые, как
будто
сожжены кислотой. Что можно было ей сказать и какой получить
ответ, если
она ничего не сознавала? Оставалось только смотреть на нее. Но
долго выносить
это зрелище никто не мог'.
Власть бокора
Итак, существование зомби, похоже, не вызывает сомнения.
Превращают же
людей в 'ходячих мертвецов' колдуны-бокоры, которые крадут у них
души. В
этом уверено абсолютное большинство гаитянцев. По их
представлениям, кража
совершается так. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и
мчится к дому
жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор 'высасывает
душу' и
помещает ее в плотно закупоренную бутыль. Вскоре после этого
жертва
заболевает и умирает, ибо жить без души человек не может.
После погребения несчастного бокор с помощниками в полночь
раскапывает
могилу и произносит имя жертвы. В ответ умерший силится
приподнять голову,
поскольку колдун владеет его душой. Как только это ему удается,
бокор на долю
секунды подносит бутыль с плененной душой к носу трупа и чуть
приоткрывает
ее. Теперь мертвец реанимирован. Его вытаскивают из могилы, затем
могилу
тщательно закапывают, чтобы никто не мог узнать о происшедшем.
Потом бокор проводит жертву мимо ее дома, произнося заклинания.
После такой
процедуры она уже никогда не сможет узнать его и попытаться туда
вернуться.
Новоиспеченного зомби отводят в дом бокора, где дают выпить
колдовской
настой из ядовитых растений.
Есть и другие способы кражи человеческой души. Можно положить под
подушку
умирающего сосуд с магическими предметами и травами, которые
'втягивают'
в него душу. Или же забрать ее у только что умершего человека.
Наконец, бокоры
приготовляют из кладбищенской земли и костей покойников
специальный
порошок, заговаривают его и рассыпают перед дверью намеченной
жертвы. Он
вызывает паралич, лишая обреченного способности сопротивляться.