духам. Их медиумы, как и африканцы, впадают в транс - отчасти в
процессе танца, а отчасти под действием наркотиков. Макумба в 'ио и кабоклу-
кандомбле в Баии используют музыкальные инструменты индейцев - например,
марака-сы и трещотки. 8. Религия шанго названа так по имени первого африканского божества, вступившего на
землю Бразилии.
9. Возможное происхождение слова катимбо - от двух слов языка индейцев тупи: каа,
что означает 'лес' или 'лист', и тимбо, 'ядовитое растение'. Кроме того, катимбо
имеет общее происхождение со словом кашим-fo - 'курительная трубка'.
Приверженцы катимбо используют для вхождения в транс курение марихуаны, табака, а
также листьев и коры дерева журема.
ГЛАВА 2
Аше: силы ориша
Африканский миф гласит: когда Бог-Отец Олорун закончил сотворение мира и всего,
что в нем есть, Он удалился в Свои высокие сферы на заслуженный отдых. Вместо себя
Он оставил нескольких помощников, которые исполняют Его волю на материальном
плане. Эти божественные посредники между Богом и человеком называются оригиа. В
переводе с языка йоруба это слово означает 'младшие боги', то есть силу, которая
уступает только воле Бога-Отца.
Фактически ориша представляют такие мощные вибрационные силы природы, как
ветер, гром, молния, дождь и землетрясения. Их сила - это не грубая, примитивная,
бесцельно расходуемая сила; они не тратят свою энергию на выполнение механических
действий, подобно элементалам западной магии. Ориша - это духовные сущности
высшего эволюционного плана. С их силами можно устанавливать дружеские
отношения, и, обладая сознанием и разумом, они могут откликаться на призывы
верующих.
Динамическая сила ориша, которая называется агие [1], может концентрироваться в
определенных объектах - либо естественным образом, как в растениях, либо с
помощью согласованных усилий верующих, которые во время специальных ритуалов,
основанных на жертвоприношении, призывании (инвокации) и молитве, направляют
вибрационную энергию в особые камни и металлические предметы. Эти заряженные
предметы, называемые асентаменту, закапывают под центральной колонной,
поддерживающей террейру, чтобы жизненные силы ориша защищали храм и снабжали
его энергией.
Считается, что своего высокого уровня развития ориша достигли, не проходя через ряд
последовательных воплощений на Земле. Тем не менее многие из этих божеств слились
(синкретизировались) в сознании верующих с католическими святыми, которые,
конечно же, должны были прожить земные жизни. Синкретизм - это очень интересное
явление религиозной жизни. Он имеет место, когда две религии оказывают друг на
друга такое сильное влияние, что характерные особенности их богов смешиваются и
перепутываются. В конечном счете два божества разных религий сливаются в одну
сущность. Прежде чем ориша синкретизировались с католическими святыми, они
претерпели ряд изменений, когда различные африканские племена, попав в бразильское
рабство, перемешались между собой. Многие ориша, принадлежавшие йоруба и другим
суданским культурам, а также ориша культуры банту обладали весьма сходными
качествами , так что примерно 400-600 исходных африканских ориша в Бразилии
превратились в небольшую группу богов. Ассимиляция не была полной, в результате
чего эти боги окружены разными, часто противоречивыми мифами, а их характерные
особенности могут быть разными в разных храмах.
Ориша, как высшие повелители природных стихий, оказывают непосредственное
влияние на людей, которых они могут защищать или наказывать. Их силами можно
управлять, используя послушание, приношение и воплощение (вселение духа в медиума,
который будет его носителем). Хотя силы этих представителей Всевышнего Творца
ограничены осуществлением Его воли, выражаемой через Его сына Ошалу, ориша все-
таки очень влиятельны, ведь это они руководят ходом человеческой жизни и
совершаемыми людьми поступками. Все они, как и люди, обладают положительными и
отрицательными качествами. Подобно людям, они могут поступать хорошо или плохо.
Они убивают и лечат, защищают и наказывают, любят и ненавидят. Дружеские
отношения с ориша можно установить с помощью их символов и цветов, особых одежд,
ожерелий, танцев, барабанных ритмов, священных песен, камней и приветствий.
Почитатели боятся ориша, но при этом любят их.
Зажигательная музыка и танцы во время собраний помогают призывать ориша или
духов-наставников, чтобы они вошли в тело медиума и передали через него свою
целительную силу или высшие