Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

знания. Согласно представлениям верующих, в медиума

воплощается не сам ориша. Какая-то часть силы этого божества передается через менее

развитого духа, который работает на ориша. Вот почему каждый вечер могут спускаться

в множество террейру, например, тысячи богинь Ианса. (Такое представление о

божествах мы объясним более подробно в главе 5.)

Когда посвященный медиум впервые в жизни входит в состояние 'овладения ' ,

----------------------

Англ. possession.

он получает духа-наставника, а затем - ту сущность, приверженцем (филъю-ди-санту)

которой ему суждено стать [2]. Только главой храма могут овладевать все сущности.

Большинство медиумов макумбы и умбанды общается с одной-тремя сущностями. В

кандомбле им разрешено работать только с одной. Хотя каждая сущность ведет себя по-

разному в зависимости от личности медиума, различия все же невелики. Любая

сущность легко узнаваема, независимо от конкретного медиума или традиции.

Задача этой главы - познакомить вас с ориша. Сначала я опишу всех значительных

ориша, с которыми устанавливаются связи в большинстве террейру. Кроме описания, я

приведу легенды, раскрывающие личность данного божества, его происхождение и

философский смысл.

В приложении А вы найдете перечень атрибутов, которые участвуют в создании образа

каждого ориша - например, его (ее) характерные одежды, приветствие, в ответ на

которое он (она) спускается в террейру, а ; также символика. После этого приводится

описание тщательно разработанных ритуалов, которыми окружено каждое божество, и

подробности их исполнения, j Этот перечень, конечно, портят некоторые

несоответствия. Так, например, цвета, символы, пища и одежда, которые связываются с

каждым божеством, в разных сектах и даже в разных храмах одной секты могут

отличаться. Это объясняется слиянием образов сотен изначальных ориша и отличиями в

их описаниях, передаваемых различными устными традициями. Неудивительно, что

некоторое разнообразие может существовать даже в пределах одной секты. В

приложение А включены те атрибуты, которые встречаются чаще всего.

Ианса

Когда ветерок врывается в храм, шелестя рафией ,

--------------------

Рафия - волокно из черешков листьев пальмы того же названия. - Прим, перев.

которой украшены стены, барабаны замолкают и все присутствующие оглядываются

вокруг, чтобы не пропустить, когда на сцене появится Ианса. Известная как Богиня

Огненного Меча, Ианса - одна из самых темпераментных, страстных и

жизнерадостных из всех ориша. Ее чистой энергии подчиняются ветры и молнии, и она

использует эту силу, чтобы посылать прохладные бризы, управлять электроприборами,

но еще и для того, чтобы вызывать циклоны и торнадо. Ее искрящаяся сексуальная

энергия разжигает необузданную страсть, вызывает оргазм, ревность, стремительную и

свободную любовь. Эта надменная, требовательная, вспыльчивая богиня - единственная из ориша, достаточно грозная для того, чтобы управлять эгунами, духами

смерти, которых она устрашает своим пылающим мечом и ируэгизимом - кнутом,

сплетенным из конского хвоста. В Африке она гораздо более свирепа и носит короткую

бороду, которую прячет за небольшой вуалью. Ее бразильская ипостась лишена этой

особенности.

Легенда

Легенда гласит, что Ианса была яркой, разумной, порывистой девушкой, которая

страстно стремилась знать все на свете. Следуя своей пылкой, сексуальной натуре, она

выбрала ученичество (если можно так выразиться), которое заключалось в обольщении

всех ори-ша мужского пола. В ответ на ее благосклонность оригиа должны были обучать

ее всем своим секретам. От Ошо-си она научилась охоте, от его сына Логун-Одэ -

рыбной ловле. Огун научил ее обращаться с мечом, а Оша-гуйя показал, как

пользоваться щитом для защиты. Обалуайе посвятил ее в тайны духов смерти. Сам Эшу

разъяснил ей загадки огня и колдовства. Однако когда она раскрыла свои объятия для

Шанго, то получила больше, чем ожидала. Хотя он показал ей магию грома и молнии,

она влюбилась в него безумно и безвозвратно и испытала наконец бурную страсть и

муки любви. От их союза родились близнецы Ибежи.

Ибежи

До сих пор помню свое удивление, когда я впервые увидела медиума, в которого

вселился один из Ибежи, двух богов-близнецов афро-бразильского пантеона. Я никак не

могла понять, почему эта женщина средних лет вдруг опустилась на корточки и стала

похожа на маленькую девочку, которая играет с шариком, время от времени

пронзительно вскрикивая от восторга. Когда она приблизилась ко