что только они заслуживают наказания.
Так народ Шанго (включая помилованных воинов, которые теперь стали самыми
преданными последователями этого оригиа) получил урок правосудия и милосердия.
Младшие ориша
Следующие божества, хотя они фигурируют в мифах и даже иногда вселяются в
медиумов, не нашли в Бразилии большого количества почитателей,
Эуа или Эва
Дочь Наны и сестра-близнец Ошумарэ (в тех традициях, где Ошумарэ не считается
божеством женского пола или двуполым), эта владычица африканской реки, носящей то
же имя, является богиней красоты, гармонии и очарования. Она воплощает все хрупкое
и чувствительное. Эуа столь прекрасна, что однажды мужчины сражались на смерть за
право обладать ею. Чтобы остановить кровопролитие, она превратилась в лужицу воды,
которая испарилась в небо, сконденсировалась в тучку и выпала на землю в виде дождя.
Поэтому она известна как божество превращения. Эуа синкретизируется с католической
мадонной Монсеррат.
Ироко
Бог Ироко, который в традиции африканского племени жеже известен как Локо, а в
ангольских ритуалах- Тими, олицетворяет постоянную смену сезонов года. Тими
всегда в движении, ведь стоит ему остановиться - и все живое погибнет.
Ироко синкретизируется со многими святыми, в частности, со св. Франциском
Ассизским и св. Лаврентием. Интересно, что это божество имеет облик дерева журемы,
которое его поклонники украшают лентами, как кельты в северной Европе когда-то
украшали свои священные деревья и колодцы. Пищу, которая приносится ему в жертву,
часто оставляют под деревьями, особенно если это жертвенный петух или коза. Танец,
посвященный Ироко, исполняется на коленях; при этом танцор или танцовщица делает
руками движения, словно раскапывает клад, а потом показывает на небо, как бы говоря:
'Бог - и на небе, и на земле'.
Логу н-Одэ Этот бог рыбы и рыбаков - сын Ошоси и Ошун. Иногда изображается в виде женщины
со струнным музыкальным инструментом, напоминающим лиру, игрой на котором она
зачаровывает всех, кто ее слышит. Цвета этого оригиа, - зеленый, синий и желтый. Он
синкретизируется с Архангелом Михаилом. Некоторые легенды путают его с Ошоси.
Оба
Третья жена Шанго - воинственная богиня, которая синкретизируется с Жанной д'Арк.
В некоторых легендах Ианса заставляет ее отрезать свое собственное ухо и сварить его,
чтобы доставить удовольствие Шанго; согласно другим преданиям, ухо Обе отрубила в
приступе ревности Ошун. В любом случае ясно, что Оба лишилась уха из-за любви.
Хотя основными фигурами афро-бразильского пантеона являются ориша, в жизни
бразильцев присутствуют и другие, грозные сущности. Они ежедневно помогают людям
улаживать их судьбу. С ними вы познакомитесь в следующей главе.
Примечания
1. Аше дословно переводится 'да будет так', но обычно этим словом обозначаются те
принадлежащие божествам силы, которые сконцентрированы в священных предметах
культа. Сами священные предметы также стали называть аше; они защищают,
обновляют и концентрируют энергию божеств храма.
2. Филъю-ди-саиту (в женском роде филъя) переводится как 'дитя святого', что
означает последователь культа. Культ рассматривается как семья, в которой лидер
является майе-ди-санту ('матерью святого') или пай-ди-санту ('отцом святого').
Главные помощники матери или отца называются 'маленькая мать' или 'маленький
отец'. Медиумы и почитатели культа - это 'сыновья' и 'дочери'.
3. Другие верующие считают, что старшая богиня Нана является матерью всех ориша.
4. Ифа - это бог судьбы и гадания, который иногда синкретизируется со Святым
Духом. Если Эшу - Посланец Тьмы, то Ифа - Несущий Свет. Он никогда не
воплощается в храме.
ГЛАВА 3
Грозные сущности
Желтый диск луны, скупо освещавший наш путь, теперь был окутан густой сетью
облаков. К тому же над тропой нависали тропические деревья, густо покрытые
испанским мхом, что вообще лишало нас естественного освещения и замедляло
передвижение группы даже больше, чем сама извилистая горная тропа, по которой мы
брели. Нам мешали еще и накидки из черного и красного атласа, которые пришлось
надеть, а также все те приношения божествам и ритуальные инструменты, которые мы
несли с собой. Иногда мы спотыкались об огромных черных птиц, сидевших прямо на
тропе, и они с шумом взлетали на деревья, заставляя нас вздрагивать от страха. Я
ощущала, как птицы бешено били крыльями, когда улетали в темноту, визгливо
выкрикивая проклятия в наш адрес.
Напряженно вглядываясь в окружающий нас мрак, изо всех