божьего чада.
Песни для кабоклу
Приведенные ниже четыре песни, которые исполняются в местах богослужений,
подчеркивают сильный, независимый характер кабоклу. Это либо приглашение
спуститься в храм, либо прославление многочисленных добродетелей этих духов-
индейцев.
Кабоклу Белого Пера
Наши кабоклу живут в твоей деревне,
Быстрые ручьи бегут через твои леса.
Золотые перья вспыхивают на твоей юбке,
Твой шлем сверкает в лучах утренней зари.
Кабоклу, Прокладывающий Путь
Я - Кабоклу, Прокладывающий Путь,
Я призван урегулировать все споры,
Когда вызывают Кабоклу, Прокладывающего Путь,
Все оказываются в выигрыше.
Кабоклу Краснокожих
Мы - кабоклу краснокожих.
Мы вздымаем волны,
Помогая лунному свету освещать ночь!
Кабоклу Водопада
Вода сбегает с гор,
Течет сквозь гроты,
Стучит по камням.
Это водопад
В храме умбанды.
Сюда прибывает
Отряд Кабоклу Водопада.
Кабокла Журема
В легендах сект умбанда, катимбо и батукэ [12] часто фигурируют духи-индейцы
женского пола - ка-боклы [11], но ни одной из них не поклоняются так горячо, как кабокле Журеме. Эту Владычицу Леса почитают за ее обширные познания по части
лекарственных растений и за то рвение, с которым она устремляется на помощь слабым
и немощным. Она связана с Осайе, могущественным божеством растений (см. главу 2), и
является женским соответствием этого бога.
Ее священное дерево, pithecolobium tortum, туземцы называют ее именем. Все культы ее
последователей совершаются под деревом журема. Кстати, корни, кора и плоды этого
дерева - мощные галлюциногены. Посвящение почитателей Журемы (журема-ду)
происходит в ходе церемонии журемасао. Претендент выпивает священный сок и
впадает в транс. На поверхности его тела делается надрез, куда вводится крошечный
амулет. Он навсегда 'метит' верующего, связывая его с Жу-ремой, сила которой теперь
будет его защищать. Дети Журемы верят, что после ритуального приема сока их душа
может покидать тело и совершать астральные путешествия по другим деревням, исцеляя
страждущих.
Приношения оставляются для Журемы под 'ее деревом. В приношения входит трава
гуарана, мед, свечи, духи, святая вода, пузырьки с ртутью, масло дендэ, кашаса, вино,
шампанское, луки и стрелы, крашеные шкуры
КАБОКЛА ЖУРЕМА.
Журеме посвящены и другие родственные деревья: журема белая (p. diversifoium) и
журема черная (mimosa nigra). Вот некоторые из призываний Журемы:
Призывания Журемы
Когда мне было семь месяцев,
Мать бросила меня.
Да славится имя Ошоси!
Индеец тупи [13] вырастил меня!
Друзья Журемы, услышьте меня, мне больно!
Мне плохо, друзья мои!
Пожалейте меня, я совсем одинок!
Журема покинула свои леса.
Она пришла, чтобы танцевать в этом царстве.
Смотрите, дитя Журемы
Приглашает ее!
Иара, морская нимфа!
Журема покинула свои леса,
Она пришла, чтобы танцевать в этом царстве!
Смотрите, как дитя Журемы
У самого берега моря
Совершает куримбу! [14]
Духи восточного происхождения
Вполне понятно, почему бразильскими религиями были возвращены к жизни прету
велью и кабоклу - духи, имеющие бразильские корни. Гораздо труднее найти связь
этих сект с восточными религиями. Как уже отмечалось в главе 1, одна из заповедей
умбанды призывает уважать любые религии. Этот призыв свидетельствует об
универсализме, который характерен для всей системы афро-бразильской магии.
Умбандис-ты придают большое значение восточной философии, потому что считают
Восток колыбелью всех религий и философий. Кстати, на ранние умбандистские учения
. сильное влияние оказала теософия [15], которая основана на восточных традициях.
Чтобы привлечь в террейру мудрость Востока, ум-бандисты призывают души магов
войти в тела их медиумов. Во время ритуала 'Восточной ночи' барабаны смолкают,
храмы усердно окуриваются благовониями для их очищения и зажигается несчетное
количество белых свечей. Медиумы, которые в течение двадцати четырех часов до этого
не имели половых сношений, не курили и не пили спиртного, совершают очистительное
омовение и одеваются во все белое. После этого они предаются безмолвной медитации,
сосредоточившись на своей высшей цели. Помещение наполнено легким запахом
благовоний. Вскоре происходит нисхождение духов-наставников, которые передают
медиумам свою глубокую мудрость. Их появление встречается с благодарностью,
потому что верующие знают, что, в отличие от некоторых сущностей, восточные маги
не обязаны спускаться на землю и делают это только из большой любви к