Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

божьего чада.

Песни для кабоклу

Приведенные ниже четыре песни, которые исполняются в местах богослужений,

подчеркивают сильный, независимый характер кабоклу. Это либо приглашение

спуститься в храм, либо прославление многочисленных добродетелей этих духов-

индейцев.

Кабоклу Белого Пера

Наши кабоклу живут в твоей деревне,

Быстрые ручьи бегут через твои леса.

Золотые перья вспыхивают на твоей юбке,

Твой шлем сверкает в лучах утренней зари.

Кабоклу, Прокладывающий Путь

Я - Кабоклу, Прокладывающий Путь,

Я призван урегулировать все споры,

Когда вызывают Кабоклу, Прокладывающего Путь,

Все оказываются в выигрыше.

Кабоклу Краснокожих

Мы - кабоклу краснокожих.

Мы вздымаем волны,

Помогая лунному свету освещать ночь!

Кабоклу Водопада

Вода сбегает с гор,

Течет сквозь гроты,

Стучит по камням.

Это водопад

В храме умбанды.

Сюда прибывает

Отряд Кабоклу Водопада.

Кабокла Журема

В легендах сект умбанда, катимбо и батукэ [12] часто фигурируют духи-индейцы

женского пола - ка-боклы [11], но ни одной из них не поклоняются так горячо, как кабокле Журеме. Эту Владычицу Леса почитают за ее обширные познания по части

лекарственных растений и за то рвение, с которым она устремляется на помощь слабым

и немощным. Она связана с Осайе, могущественным божеством растений (см. главу 2), и

является женским соответствием этого бога.

Ее священное дерево, pithecolobium tortum, туземцы называют ее именем. Все культы ее

последователей совершаются под деревом журема. Кстати, корни, кора и плоды этого

дерева - мощные галлюциногены. Посвящение почитателей Журемы (журема-ду)

происходит в ходе церемонии журемасао. Претендент выпивает священный сок и

впадает в транс. На поверхности его тела делается надрез, куда вводится крошечный

амулет. Он навсегда 'метит' верующего, связывая его с Жу-ремой, сила которой теперь

будет его защищать. Дети Журемы верят, что после ритуального приема сока их душа

может покидать тело и совершать астральные путешествия по другим деревням, исцеляя

страждущих.

Приношения оставляются для Журемы под 'ее деревом. В приношения входит трава

гуарана, мед, свечи, духи, святая вода, пузырьки с ртутью, масло дендэ, кашаса, вино,

шампанское, луки и стрелы, крашеные шкуры

КАБОКЛА ЖУРЕМА.

Журеме посвящены и другие родственные деревья: журема белая (p. diversifoium) и

журема черная (mimosa nigra). Вот некоторые из призываний Журемы:

Призывания Журемы

Когда мне было семь месяцев,

Мать бросила меня.

Да славится имя Ошоси!

Индеец тупи [13] вырастил меня!

Друзья Журемы, услышьте меня, мне больно!

Мне плохо, друзья мои!

Пожалейте меня, я совсем одинок!

Журема покинула свои леса.

Она пришла, чтобы танцевать в этом царстве.

Смотрите, дитя Журемы

Приглашает ее!

Иара, морская нимфа!

Журема покинула свои леса,

Она пришла, чтобы танцевать в этом царстве!

Смотрите, как дитя Журемы

У самого берега моря

Совершает куримбу! [14]

Духи восточного происхождения

Вполне понятно, почему бразильскими религиями были возвращены к жизни прету

велью и кабоклу - духи, имеющие бразильские корни. Гораздо труднее найти связь

этих сект с восточными религиями. Как уже отмечалось в главе 1, одна из заповедей

умбанды призывает уважать любые религии. Этот призыв свидетельствует об

универсализме, который характерен для всей системы афро-бразильской магии.

Умбандис-ты придают большое значение восточной философии, потому что считают

Восток колыбелью всех религий и философий. Кстати, на ранние умбандистские учения

. сильное влияние оказала теософия [15], которая основана на восточных традициях.

Чтобы привлечь в террейру мудрость Востока, ум-бандисты призывают души магов

войти в тела их медиумов. Во время ритуала 'Восточной ночи' барабаны смолкают,

храмы усердно окуриваются благовониями для их очищения и зажигается несчетное

количество белых свечей. Медиумы, которые в течение двадцати четырех часов до этого

не имели половых сношений, не курили и не пили спиртного, совершают очистительное

омовение и одеваются во все белое. После этого они предаются безмолвной медитации,

сосредоточившись на своей высшей цели. Помещение наполнено легким запахом

благовоний. Вскоре происходит нисхождение духов-наставников, которые передают

медиумам свою глубокую мудрость. Их появление встречается с благодарностью,

потому что верующие знают, что, в отличие от некоторых сущностей, восточные маги

не обязаны спускаться на землю и делают это только из большой любви к