цивилизацией. В наши дни появились новые романтики -
сторонники защиты окружающей среды, - которые защищают права индейцев и не
дают умереть мифу о благородных дикарях. Многие бразильцы дают своим детям
индейские имена - например, Моэма, Бартира и Уйтан.
10. Хотя количество кабоклу приближается к бесконечности, наиболее известны из них
следующие: Ара-рибойя, глава Линии Ошоси и исторический вождь индейского
племени, который, по рассказам, в колониальные времена сражался рядом с
португальцами против французских захватчиков, вторгшихся в Рио-де-Жанейро;
Арранка-Току (Устранитель Препятствий); Арруда (Рута, растение, обладающее
магической силой); Кобра Корал (Коралловая Кобра); Педра Бранка (Белый Камень);
Сол э Луа (Солнце и Луна); Венту (Ветер); Гинэ (Гвинея, район Африки и растение с тем
же названием); Малемба (Бог Размножения), который представляет Ошалу; Пена Бранка
(Белое Перо); Сети Энкрузильядаш (Семь Перекрестков); Треми-Терра (Землетрясение).
11. В число хорошо известных кабокл женского рода входят Эстрела-ду-Мар (Звезда
Моря), Иньяса (в Линии Йеманжи представляет Инсу), Пара (Кабокла Рек, известная
также как Мать Вод), Нана Бурукурим (представляет Нану и ундин) и Серейя-ду-Мар
(Морская Наяда, еще одна из кабокл Йеманжи).
12. Батукэ - афро-бразильские культы, которые распространены в самом южном штате
страны, Риу-Гранди-ду-Сул. Этим же именем называются некоторые секты наго и
пажеланса, а также некоторые африканские танцы.
13. Тупи - племя бразильских индейцев. Этим же словом обозначается язык, на
котором они говорят.
14. Куримба - ритуальные песни в честь божества.
15. Теософией называют несколько мистических и эзотерических систем, которые
раскрывают отношение людей к Богу и Вселенной. Самый известный теософ - Елена
Петровна Блаватская (1831-1891) из России, в 1875 году основавшая знаменитое
Теософское Общество.
ГЛАВА 4
Верующие и их Священная земля
В тот вечер, когда я увидела ее впервые, она величественно восседала на троне,
покрытом красным бархатом, окруженная своими почитателями. На ней была юбка в
красную и белую клетку, одетая поверх рейтуз той же расцветки. Два белых шарфа,
перекрещиваясь на спине, спадали на ее груди, которые поддерживал еще один шарф,
красный. Ее голову венчала сверкающая украшениями корона, а на руках, повыше
локтей, тускло мерцали красно-белые и медные браслеты. В руке ее поблескивал
двойной медный топор. К топору был привязан ее миниатюрный сияющий фетиш
вместе с ее ото. - священным черным камнем. Перед нами сидела не худенькая
подвижная женщина, а Ориша Шанго Агода, могушественный бог грома, он же Святой
Иероним, Законодатель. Это он завладел телом Доны Нилсы, знаменитой иалориша [1]
умбандистского храма Шанго Агода.
Даже если бы мне позволили, я бы не осмелилась приблизиться к этой впечатляющей
фигуре, когда она находилась в трансе. Вместо этого я, набравшись мужества, пришла к
ней неделю спустя, чтобы задать свои вопросы об организации и иерархии ее террейру.
Оказалось, что Дона Нилса, когда она не была одержима своим святым, представляла
собой живую, умную, владеющую литературной речью женщину с удивительным
чувством юмора. Она рассказала, что днем она работает диетологом в частной клинике,
пошутив при этом, что в дневное время она следит за физическими телами пациентов, а
в ночное - заботится об их духовных 'Я'. Несмотря на свою занятость, она нашла
время, чтобы рассказать мне о той работе, которая проводится в террейру, и, надо
сказать, тогда меня очень смутил ее рассказ.
Духовные вожди: бабалориша и иалориша
Храмы афро-бразильских религий, которые часто называют террейру, представляют
собой хорошо организованные единицы, потому что, согласно Доне Нил-се, а также
другим источникам, это наилучший способ создавать, питать и укреплять агие группы. Четкий график работы и обязательность выполнения любых заданий, разделение труда и
распределение ответственности - все, что обеспечивает организации духовную силу, -
осуществляется в каждом храме под непосредственным образом руководящего ориша.
У умбандйстов есть главный оригиа, в честь которого называется центр. Именно
этоторниш, вселившись в духовного вождя, задает тон, - а не земной вождь, как это
может показаться непосвященному. И все же критики утверждают, что земные духовные
вожди обладают невероятной личной властью над своими прихожанами. Главы террейру
в свое оправдание говорят о серьезной ответственности, которая является обратной