Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

сама.

Камбонэ

Еще одна из влиятельных фигур в этой иерархии - камбонэ [7], мужчина или женщина,

который (которая) помогает вождю и другим медиумам, когда в них воплощается

божество (то есть когда они находятся в состоянии транса и ориша овладевают их

телами). Этот помощник, в которого никогда не воплощается божество, зажигает

сигары, сигареты и трубки для ориша., а также свечи. Он (или она) подает им

ритуальные мел-кк-пембъг, с помощью которых сущность рисует на земле символы,

позволяющие ее идентифицировать. Кроме того, камбонэ записывают рецепты и другие

предписания, которые ориша дают пациентам во время консультаций. Они переводят

для клиентов то, что говорят на своем особом языке прету велъю. Такая помощь

освобождает от выполнения этих обязанностей вождя и позволяет ему полностью

сосредоточить свое внимание на отправляемом ритуале. Камбонэ несут ответственность

за дары, приносимые ориша. В террейру, на которые оказали влияние традиции банту,

существует камбонэ-ди-эбо, который совершает приношения Эшу.

Экеди

В обязанности экеди входит организация публичных праздников и забота о медиуме,

когда тот находится в трансе. Она должна следить, чтобы медиум не упал или не

наткнулся на мебель, вытирать пот с его лица, сопровождать его в комнату для одевания

и одевать его в стиле его головной сущности. У этой женщины должен быть тот же

головной ориша, что и у иао, которому она ассистирует. Иначе говоря, она является

филъей (дочерью) того же ориша, хотя сама не может его воплощать. Экеди заботятся об

одеждах для ориша, а также о личных вещах духовного лидера. Хотя они не проходят

через посвящение 'создания головы' (см. следующий раздел), подобно иао, они

принимают участие в церемонии представления и конфирмации ога (о которых

говорится через один раздел).

Дата

Это один из ключевых постов: дага [9] несет ответственность западэ, специальное

приношение для Эшу, и заботится о доме Эшу. Она обязана присутствовать на заключительной церемонии сессии, когда Эшу 'отправляют', чтобы он довел дело

секты до конца. Дага должна обеспечивать чистоту и хорошее освещение дома Эшу и

приносить ему его любимые лакомства: ликер из сахарного тростника, масло дендэ и

мед. У нее есть собственная помощница, которая называется

сидага.

Другие служители культа

К менее важным должностям относятся иа тебешэ [10] - женщина, которая руководит

пением священных песен; шбасэ [11] - главный повар, отвечающий за всю пищу для

ориша, а также за съестные припасы, которые расходуются во время ритуалов или

банкетов для посвященных, и за продукты для публичных празднеств. С обязанностями

иабасэ вы познакомитесь в главе 5.

Новыми членами секты занимается эбами [12], жен-щина-посвященная, обладающая как

минимум семилетним стажем. В некоторых умбандистских традициях она имеет

возможность пройти через особую церемонию, после чего 'отделиться' и создать

собственный храм. Посвященный со стажем не менее трех лет, который помогает

поддерживать террейру и оказывает помощь менее опытным членам в их работе,

называется водунси [13]. Не следует его путать с водунси-юнжа, новым посвященным, в

которого пока что во время транса может вселиться лишь дух умершего ребенка. Абиа

[14] - женщина, претендент первой ступени, которая еще не является иао, но головной

ориша которой уже выбран на основании гадания на раковинах.

Верующие и их Священная земля

Иао и церемония 'создания головы'

Иао [15] (которой обычно, но не обязательно является женщина) зарабатывает свой

статус медиума, подвергаясь тяжелому ритуалу посвящения - 'созданию головы', во

время которого ее ориша завладевает ее головой, после чего она остается навсегда

связанной с этим божеством. Ближайшим эквивалентом 'головного ориша' в Западной

магической традиции является 'ангел-хранитель'.

----------------------

В индийской мистической традиции таким эквивалентом является шита-дэвата ('личное

божество'), а в тибетской - идам.

Но это сравнение не вполне точно, потому что, если заглянуть в западный оккультизм

поглубже, то ангел-хранитель человека - это, по сути, его высшее 'Я', а не отдельная

сущность.

Период подготовки к ритуалу 'создания головы' может занимать от трех недель (в

некоторых сектах умбанды) до года (в ортодоксальной традиции жеже). Претендентку

иногда связывают и содержат в небольшой камере-камаринъе. Ей бреют все тело и в

нескольких местах делают надрезы на коже. Потом претендентку омывают отварами

трав и кровью