сама.
Камбонэ
Еще одна из влиятельных фигур в этой иерархии - камбонэ [7], мужчина или женщина,
который (которая) помогает вождю и другим медиумам, когда в них воплощается
божество (то есть когда они находятся в состоянии транса и ориша овладевают их
телами). Этот помощник, в которого никогда не воплощается божество, зажигает
сигары, сигареты и трубки для ориша., а также свечи. Он (или она) подает им
ритуальные мел-кк-пембъг, с помощью которых сущность рисует на земле символы,
позволяющие ее идентифицировать. Кроме того, камбонэ записывают рецепты и другие
предписания, которые ориша дают пациентам во время консультаций. Они переводят
для клиентов то, что говорят на своем особом языке прету велъю. Такая помощь
освобождает от выполнения этих обязанностей вождя и позволяет ему полностью
сосредоточить свое внимание на отправляемом ритуале. Камбонэ несут ответственность
за дары, приносимые ориша. В террейру, на которые оказали влияние традиции банту,
существует камбонэ-ди-эбо, который совершает приношения Эшу.
Экеди
В обязанности экеди входит организация публичных праздников и забота о медиуме,
когда тот находится в трансе. Она должна следить, чтобы медиум не упал или не
наткнулся на мебель, вытирать пот с его лица, сопровождать его в комнату для одевания
и одевать его в стиле его головной сущности. У этой женщины должен быть тот же
головной ориша, что и у иао, которому она ассистирует. Иначе говоря, она является
филъей (дочерью) того же ориша, хотя сама не может его воплощать. Экеди заботятся об
одеждах для ориша, а также о личных вещах духовного лидера. Хотя они не проходят
через посвящение 'создания головы' (см. следующий раздел), подобно иао, они
принимают участие в церемонии представления и конфирмации ога (о которых
говорится через один раздел).
Дата
Это один из ключевых постов: дага [9] несет ответственность западэ, специальное
приношение для Эшу, и заботится о доме Эшу. Она обязана присутствовать на заключительной церемонии сессии, когда Эшу 'отправляют', чтобы он довел дело
секты до конца. Дага должна обеспечивать чистоту и хорошее освещение дома Эшу и
приносить ему его любимые лакомства: ликер из сахарного тростника, масло дендэ и
мед. У нее есть собственная помощница, которая называется
сидага.
Другие служители культа
К менее важным должностям относятся иа тебешэ [10] - женщина, которая руководит
пением священных песен; шбасэ [11] - главный повар, отвечающий за всю пищу для
ориша, а также за съестные припасы, которые расходуются во время ритуалов или
банкетов для посвященных, и за продукты для публичных празднеств. С обязанностями
иабасэ вы познакомитесь в главе 5.
Новыми членами секты занимается эбами [12], жен-щина-посвященная, обладающая как
минимум семилетним стажем. В некоторых умбандистских традициях она имеет
возможность пройти через особую церемонию, после чего 'отделиться' и создать
собственный храм. Посвященный со стажем не менее трех лет, который помогает
поддерживать террейру и оказывает помощь менее опытным членам в их работе,
называется водунси [13]. Не следует его путать с водунси-юнжа, новым посвященным, в
которого пока что во время транса может вселиться лишь дух умершего ребенка. Абиа
[14] - женщина, претендент первой ступени, которая еще не является иао, но головной
ориша которой уже выбран на основании гадания на раковинах.
Верующие и их Священная земля
Иао и церемония 'создания головы'
Иао [15] (которой обычно, но не обязательно является женщина) зарабатывает свой
статус медиума, подвергаясь тяжелому ритуалу посвящения - 'созданию головы', во
время которого ее ориша завладевает ее головой, после чего она остается навсегда
связанной с этим божеством. Ближайшим эквивалентом 'головного ориша' в Западной
магической традиции является 'ангел-хранитель'.
----------------------
В индийской мистической традиции таким эквивалентом является шита-дэвата ('личное
божество'), а в тибетской - идам.
Но это сравнение не вполне точно, потому что, если заглянуть в западный оккультизм
поглубже, то ангел-хранитель человека - это, по сути, его высшее 'Я', а не отдельная
сущность.
Период подготовки к ритуалу 'создания головы' может занимать от трех недель (в
некоторых сектах умбанды) до года (в ортодоксальной традиции жеже). Претендентку
иногда связывают и содержат в небольшой камере-камаринъе. Ей бреют все тело и в
нескольких местах делают надрезы на коже. Потом претендентку омывают отварами
трав и кровью