животных, принесенных в жертву ориша, и на ее теле мелками-пембами
(подробнее см. главу 5) рисуют почту - магические печати для вызывания ее головного
ориша. Наконец, устраивается праздничная церемония, включающая банкет и
ритуальные танцы, во время которой вновь посвященная представляется другим
посвященным и членам семьи.
Медиумы утверждают, что боль, которую им приходится терпеть, - это важнейший
шаг на пути соединения со своими ориша. Ниже приведены выдержки из книги о
кандомбле Фернандеса Португала, в которой описываются некоторые вызывающие
озноб процедуры, которым подвергается медиум в ортодоксальных храмах.
Сначала иао полностью бреют, начиная с головы. Эту процедуру выполняет духовный
вождь, которому помогает иа-кекерэ. Под монотонное пение гимнов в честь ориша они
начинают сбривать волосы с ее тела, используя специальное мыло и абсолютно новый
нож. Чтобы избавить иао от злых влияний, на ее теле делаются ножом надрезы... К ее
ногам привязываются трещотки, чтобы она не могла убежать из камаринъи. При первой
же попытке к бегству звук сразу ее выдаст и она будет немедленно наказана.
Кульминационным моментом посвящения является омовение головы гшо кровью
принесенных в жертву животных. Животных убивает ашогун в присутствии
руководителей ритуала, а также гостей и родственников посвящаемой. Перед
принесением животных в жертву другой служитель кормит их травами.
Кровь принесенных в жертву животных стекает на лицо иао и насквозь пропитывает ее
одежду. После этого туши животных помещаются в глиняные сосуды, делятся на части
и из них готовится блюдо для праздничного пира, которое должен отведать каждый из
участников.
Ога и другие служители мужского пола
После бабалорииш, баба-кекерэ и камбонэ, пожалуй, самой важной мужской фигурой,
связанной с кандомб-лийским террейру, является ога [16]. Я говорю 'связанной',
потому что это почетный титул. Так называется человек, который, занимая престижное
социальное и финансовое положение вне террейру, может и хочет поддерживать секту.
Он не может просить о предоставлении ему этой должности - эту честь оказывает ему
духовный вождь, избирая его.
Ога представляется всем членам террейру, которые собираются в круг и приветствуют
его рукоплескания -ми, а потом, когда он проходит мимо, кланяются ему и просят его
благословения. Шесть месяцев спустя проводится церемония его 'подтверждения', на
которой он приносит в жертву животных - пернатых и носящих шкуру, - и вождь,
вознося специальные молитвы ориша, ведет его к пежи (личному алтарю). Церемония
завершается пиршеством и ритуальными танцами, в которых принимают участие все
присутствующие. С этого момента ога имеет право свободно перемещаться по храму, не
спрашивая специального разрешения. Когда он во время выполнения ритуала входит в
барра-као (салон для публики), его приветствуют особыми ритмами, которые
отбиваются на барабанах в его честь.
Кроме почетного покровителя террейру, есть другие ога, которые должны наблюдать за
барабанным боем и пением и координировать их. Ога-ди-террейру помогает
руководителю во время публичных церемоний. Ога-алакэ или ога-калофе - главный
барабанщик. Он должен следить, чтобы все песни исполнялись в правильной
последовательности. Он дает общие указания публике и руководит другими
барабанщиками. Он должен знать все ритмы и все слова всех песен всех ориша, данного
террейру, а также ориша членов других групп, которые посещают террейру.
Совсем другие функции у агиагуна. Он кормит и моет осэ (животных, приносимых в
жертву), и ему принадлежит мао-ди-фака - 'рука-нож', или разрешение от оригш на
осуществление жертвоприношений. Убив животное, он вскрывает его и удаляет
внутренности. Иногда он снимает шкуры и отдает их ога, которые делают из них
барабаны.
И наконец, организацией алтаря занимается пежи-га. Он же заботится о том, чтобы
выполнялись все заведенные правила. Главный филъю-ди-санту носит имя эжи-ди-
ориша. Это мужчина-посвященный первого уровня, который никогда не проходил через
обряд обривания головы.
'Прихожане'
Грациозные фигуры в фантастических костюмах танцуют в храме под завораживающий
барабанный бой - его ритму просто невозможно не подчиниться. Величественная
женщина, в свеженакрахмаленной белой гипюровой блузке, пышной юбке и тюрбане,
продает на углу улицы 'блюда для души' баиянской кухни. Трудно себе представить,
что эти последователи культа - обычные люди, у которых есть работа, дом, семья,
которые