Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

что они пытаются разыскать свои африканские или

бразильские исторические корни и не находят духовного удовлетворения в тех религиях,

последователями которых оказались по рождению. Такое отношение подобно мнению,

высказываемому некоторыми из приверженцев западного ведьмовства, которые

утверждают, будто они чувствуют, что 'возвращаются домой' в свое Братство.

Подавляющее большинство людей заявляют, что раньше они исповедовали католицизм,

что не лишено смысла в стране, которая была преимущественно католической. Кроме

того, многие'прихожане были когда-то протестантами или иудеями. Это вовсе не

говорит о приверженности больше чем к одной религии, так как, согласно Браун, около

половины прежних католиков до сих пор считают себя католиками и большинство

иудеев по-прежнему исповедуют иудаизм. Около одной пятой медиумов мигрируют

между различными террейру или время от времени меняют место своей 'работы'. Моя

подруга, исповедующая макумбу, когда я однажды заметила ее выходящей из

католической церкви, сказала мне: 'Знание всех основ никогда не может повредить'.

Похоже, что это довольно распространенное мнение. Кроме того, бразильцы всегда

славились религиозной терпимостью. (Национальная черта, вполне достойная уважения,

если учесть все те кровавые войны, которые вело и продолжает вести человечество во

имя одной 'истинной' веры.)

Вообще, те, кто исповедуют эти религии, собираются из всех слоев общества и образуют

пестрое полотно, настолько богатое и уникальное, насколько уникален народ Бразилии.

Это, как сказали бы бразильцы, 'вполне логично', потому что это то, что они есть.

Священная земля

Разговоры и толкотня в комнате для одевания стихают. Бабалориша, одетый в чистые

белые брюки из хлопка и теннисные туфли, опускается посреди настила на колени и

зажигает единственную белую свечу, стоящую в подсвечнике рядом со стаканом воды.

Подобно белым бабочкам, слетающимся на огонь, из углов храма быстро появляются

тридцать других членов секты, одетых, как и их вождь, во все белое, и становятся вокруг

свечи, сосредоточив на ее пламени свое восхищенное внимание. Бабалоригиа

напоминает им, что для этого очень важного собрания они должны очистить свои мысли

от всех эмоций и объединиться в одну семью, чтобы стать чистыми, равнодушными

сосудами духовной энергии. Прочтя 'Отче наш', он переходит к молитве, посвященной

Бразилии:

О великий и прекрасный Замби, Вечный Владыка Бес -

конечного Космоса, пошли своему народу мир, работу

и успех.

Благослови свою бескрайнюю любимую Бразилию;

пошли всем ее сынам и дочерям, всем ее уважаемым

гостям благородство духа и чувство признательности.

Помоги нам защитить славу нашего Творца и наше

священное право быть свободными.

Пошли нам обильные урожаи и изобилие продуктов, сделанных руками человека, чтобы эта щедрая страна

могла продолжать выполнять свою миссию, продолжая

работу, направленную на единение людей.

Пошли пищу каждому очагу, утешение вдовам и

сиротам, мир и покой старикам и калекам, чтобы

каждый бразилец мог стать носителем доброты и

продолжать свой путь духовной эволюции.

Вспыхивают верхние огни, и жрец направляется к главному входу храма. Из кармана он

достает белую пембу - мелок, изготовленный из измельченной в порошок корицы,

сыти круглой (Cuperus rotundus), порошка ладана, имбиря, речной глины, иллициума

настоящего (Illicium verum) и воска, - и чертит на полу таинственный символ, чтобы

все негативное и нарушающее равновесие держалось подальше от священного места. Он

возвращается к алтарю и окуривает ладаном алтарь и всех присутствующих, после чего

возносит специальную молитву Архангелу Михаилу, прося его, чтобы он защитил

воплощенные и отделившиеся от земной оболочки души и каждое 'дитя святого',

которое принимает участие в происходящем ритуале. Эту молитву он заканчивает

словами:

Приветствую Веру, Надежду и Милосердие!.

Приветствую Легионы умбанды и кимбанды!

Будьте благословенны, Замби и Ифа,

Божественный Святой Дух!

Сбоку доносится бой барабанов, сначала тихий, потом все громче и настойчивее.

Молитвы, возносимые бабалоригиа, теперь звучат быстрее и требовательнее. На лбу его

появляются капельки пота, и экеди бросается к нему, чтобы вытереть их белым

полотенцем.

Звучат песнопения-молитвы, возносимые Огуну, главному духу-наставнику террейру,

Ошале, Йеманже, Ошоси и всем оригиа и сущностям, которые скоро спустятся на

священное пространство. 'Иао' под бешеный бой барабанов начинают свой