Кэрол Л.Дау

Афро-бразильская магия

неистовый

танец, дверь открывается для публики, которая робко входит в помещение и ждет

прихода святых.

Так начинается 'сессия милосердия' в умбандист-ском храме. Сущности, которые

воплотятся в этот вечер, охотно будут давать консультации и советы всем

присутствующим, чтобы помочь им улучшить свою жизнь.

Ритуалы отбываются.в священном месте террейру, которое может носить самые разные

названия - например, сентру (центр), темплу (храм), твида (шатер), кабана или роса

(лесная поляна). Какое бы имя ни использовало религиозное объединение, оно

относится как к месту, где сущности овладевают своими медиумами, так и к самому

заведению.

Как вы уже знаете из главы 1, самым древним террейру в Бразилии, от которого, как

утверждают, отпочковались все остальные, является кандомблийское Каса Бранка ди

Энженью Велью ('Белый Дом Старой Мельницы'), основанное в 1830 году в Салвадоре.

Самый старый храм в Рио-де-Жанейро, созданный в 1908 году, сначала был основан как

Центр последователей Кардека. Обычно любое подобное заведение называется по имени

покровительствующей ему сущности, например Сентру ди Огун Марэ (Центр Огуна

Морского Прилива).

Внешний вид храма тоже может быть самым разным, в зависимости от традиции,

относительного благосостояния его членов, места, где он находится - в большом

городе, поселке или сельской местности. Мне приходилось бывать в террейру,

достаточно больших, чтобы вместить сотню танцующих, и на сессиях, которые

проводились в частных домах всего лишь при нескольких участниках.

Как уже упоминалось, убранство спиритических центров очень простое и скромное,

единственной мебелью служит стол с белой скатертью и стулья для медиумов и

посетителей. Африканские традиции требуют двух алтарей - один располагается в

баррасао [22], или салоне для публики, другой, называемый пежи [23], прячется в

глубокой нише здания, и публика, а также по-видимому многие прихожане не имеют к

нему доступа. На этом последнем алтаре находятся защитные символы, ота (священные

камни) [24], и фетиши, содержащие агие этого террейру. Кроме того, на алтарь ставится

священная пища для ориша. Таким образом, пежи служит для группы местом силы.

Планировка террейру также может сильно отличаться в зависимости от количества

членов и их средств. Я опишу вам террейру в Рио, которое я посещала чаще всего,

потому что оно может служить наиболее типичным примером террейру. Его планировка

показана на рис. 1.

Террейру Огун Бейра-Мар (Огуна Морского Берега) включает помещение для

консультаций, комнаты для одевания, кухню, несколько боковых алтарей для ориша и

душ недавно 'усопших' (скончавшихся) членов террейру и их семей, а также

специальные алтари-кабинки у входа, предназначенные для Эшу.

Рис. 1. Планировка типичного террейру.

В основной части храма, которая может быть как открытой, так и закрытой для публики,

находится главный алтарь, место для музыкантов и справочная служба. В справочной

службе люди могут узнать номер для получения консультации и оставить подарки для

ориша. Здесь вывешивается месячная программа, имена медиумов и других

посвященных, а также имена тех сущностей, с которыми работают медиумы.

Рядом выделяется большая площадь, где ставятся скамьи для прихожан (часто отдельно

для мужчин и женщин, но не в описываемом мною центре), которая отделяется

перилами от центральной части террейру. В этой части помещения находится площадка

с земляным полом размером примерно в двадцать квадратных метров, где происходят

танцы и вселение духов. Все эти отделения террейру вместе образуют баррасао. Свод

центральной части поднимается вверх, он выполнен из соломы и увешан пестрой

рафией и бахромой. Стены украшают изображения ориша и других сущностей. В этом

храме имеется также огромный крест, высотой около пяти метров, который установлен у

входа в центральную часть храма.

Со стороны фасада находится приемная административного директора, женщины,

которая в данном случае не является духовным вождем, потому что это ее штатная

должность. Сбоку расположена небольшая лавка, где публика может купить легкие

освежающие безалкогольные напитки для себя, а также алкогольные напитки и другие

приношения для сущностей - сигары, сигареты, ром и духи. Все это продается по

низким ценам, потому что задача магазина - не заработать деньги, а предоставить

возможность людям приобрести необходимые товары, не покидая террейру, вместо того

чтобы искать их по соседству, что не всегда безопасно.