Umbanda: Religion and Politics in Urban Brasil,Ann Arbjr, MI,
UMI Research Press, 1986.
19. Сторонники макумбы и кимбанды обвиняют умбанду в том, что эта религия
сотрудничала с тоталитарным военным режимом. Военные, придя к власти в Бразилии,
подавляли все виды религиозной деятельности, в которых они могли усмотреть 'обычаи
недоразвитых народов'. Как считают радикалы из макумбы и кимбанды, негры,
принявшие умбанду, должны признать, что они отказались от своих культурных корней,
чтобы быть принятыми господствующей церковью белых.
20. Brown, Umbanda: Religion and Politics in Urban Brazil, 131.
21. Такое представление может основываться на том, что в кандомбле, когда медиум-
мужчина воплощает женскую сущность, у него часто появляются преувеличенно
женские черты. Хотя бразильская культура и не является крайне машу (мужественной),
она машу в умеренной степени, особенно среди низших классов, откуда происходят
большинство приверженцев кандомбле. Кроме того, действительно существуют кан-
домблийские террейру, где преобладает мужской гомосексуализм, и люди знают об
этом.
22. Слово баррасао в переводе с португальского означает 'большая комната'.
23. Слово пежи, вероятно, происходит от двух слов на йоруба: пе, то есть 'звать,
приглашать', и жи - 'вручать подарок', пеже - 'приглашение посетить' банкет.
24. Ото, - камень, в который ритуально вводится жизненная сила оригиа. Каждый
ориша связан с определенным камнем. В качестве примеров можно привести свинец,
магнетит, мрамор, морские раковины или камни, которые находят в руслах рек или в
лесу.
25. Слово ронко на йоруба состоит из слов: ро - 'показывать путь' и ко - 'учить';
буква н обозначает причастие настоящего времени. Таким образом, его можно перевести
как 'указывать, или учить пути духовного развития'. Эту комнату часто называют
португальским словом камаринъя, что означает 'маленькая комната'.
ГЛАВА 5
Уникальные практики
Как бы вы назвали рогатого бога с красной кожей и раздвоенными копытами?
Бразильцы называют его Эшу. Многие из них часто обращаются к нему с просьбой о
помощи. И вот как это делается.
Установление контакта
Прежде чем приступить к этому заклинанию, соберите следующие предметы, чтобы
сделать приношение Эшу Семи Перекрестков: семь коробок спичек; семь сигар; семь
черно-красных свечей; длинные куски красной, черной и белой материи; пригоршню
желтых кукурузных зерен; бутылку кашасы; порцию фарофы (жаренной в масле
маниоки) и порцию канжики (кукурузы, приготовленной с солью) на блюде из
жаропрочного стекла. Кроме того, наполните бутылку водой и закройте ее пробкой.
Заверните все это в узел и отправляйтесь на перекресток. Вынув бутылку с водой,
опуститесь на колени и трижды полейте землю - сначала перед собой, затем слева, а
после этого справа.
Если вы обладаете достаточно богатым воображением, представьте себе Эшу Семи
Перекрестков с заостренными ушами и бородой. Он закутан в большую красную
накидку, у его ног - семь крестов, появившихся из земли. Вызовите эту сущность
следующими словами: Тот, кто льет перед собой воду,
Придет на плодородную землю.
Пальцы руки, которую вы меньше используете, сложите в кулак. Пальцами руки,
которую вы используете больше, коснитесь увлажненного пятна на грунте. Когда ваши
пальцы станут влажными, ударьте ладонью раскрытой руки по той, которая собрана в
кулак. То же самое повторите с двумя другими влажными пятнами. Когда вы в
последний раз ударите по своему кулаку, откройте ладонь и скажите:
Я трижды вызываю тебя, Эшу Семи Перекрестков,
Три раза, как если бы это был один раз!
Расстелите перед собой кусок ткани и выложите на него все предметы, которые вы
принесли для приношения. Зажгите свечи, откройте коробки со спичками, положив их
рядом с сигарами и проследив, чтобы головки спичек выступали наружу. Установите
бутылку кашасы, предварительно откупорив ее, и поставьте перед ней блюдо с
кукурузой. Сверху тнжики положите фарофу ди дендэ. Встаньте, держа блюдо с
канжикой обеими руками, и протяните руки прямо перед собой над остальными
приношениями. Таким образом вы выражаете уважение к своему будущему.
Теперь вы должны выразить уважение к своему прошлому. Держа блюдо с канжикой в
одной руке, осторожно, не разгибая локтя, переведите эту руку за спину, затем захватите
блюдо обеими руками. Как только миска с канжикой будет надежно покоиться за вашей
спиной, поддерживаемая обеими руками, вытяните руки назад, стараясь держать их по
возможности