не отличаются от магического
жертвоприношения. Христианский обычай съедать барашка на Пасху и индейку, окорок
или ростбиф на Рождество тоже подразумевает убиение животных. Христиане обычно
сами не убивают для себя животных, если они не живут на ферме, а предпочитают
покупать свои жертвоприношения в бакалейной лавке уже упакованными в полиэтилен.
Последователи афро-бразильских учений объяснят вам, что они по крайней мере лично
заботятся о животных. Их животные не загоняются на ужасные, вонючие, отнюдь не
гуманные скотобойни, что происходит повсюду в западном мире. Их жертвенными
животными обычно является домашняя птица и изредка козы или овцы и убивает их
высококвалифицированный жрец, прошедший долгое ученичество, который делает это с
большим уважением к животному. Одна из основных задач этого человека - причинить
как можно меньше боли своей жертве.
Приверженцы афро-бразильских сект обязательно подчеркнут, что они никогда не
приносят в жертву людей и даже не требуют ни от кого обязательной десятины. (Хотя
медиумы и другие верующие должны выполнять определенные 'обязательства',
которые, если в них и входит приобретение необходимых элементов приношений,
требуют совсем немного денег.) Они верят, что такие действия, как сжигание
благовоний или принесение жертвы в виде трав, освобождают жизненную силу, или аше
растений, так что пускание крови животного освобождает его аше. Аше, которая была
влита ориша, в эту жизненную форму, возвращается к этим божествам, чтобы
'подпитать' их энергией, так чтобы они никогда не утрачивали своей силы. Другими
словами, члены этих сект верят, что акт жертвоприношения ориша, помогает сохранять
непрерывность земных циклов и поддерживать равновесие между людьми и природой,
что в конечном счете ведет к празднику жизни.
Марио Сезар Барселлос очень выразительно резюмирует позицию афро-бразильцев:
Так или иначе, Земля (всегда) будет питаться живыми существами
(животными,растениями, людьми). Однако афро-бразильцы превратили это в священ -
ный ритуал, которым они выражают свое огромное уважение к Земле и ее силам, к
жизни, которую они уничтожают, к тому, чтобы оставаться живым и сохранять
возможность кормить себя и свою семью...
Однако пусть не падают духом те, кого заинтересовали афро-бразильские религии, но
кто не может принять животных жертвоприношений. Американцами (жителями
Соединенных Штатов), исповедующими эти религии, разработаны приемлемые
растительные заменители жертвенных животных. В любом случае, как вы сейчас
увидите, приношения всех видов делаются по самым разным поводам, особенно когда
речь идет о личных заклинаниях, и большинство из этих приношений не требует
причинения даже самого незначительного вреда ни одному из живых существ.
Заклинания
Как участниками церемоний, так и публикой в целом широко практикуются заклинания,
--------------------------
Под термином 'заклинание' (англ, spell) подразумевается большое разнообразие
ритуалов, которые на португальском языке обозначаются по-разному. Фей-тису -
объект, в который внедряется сила, способная сделать его мощным талисманом и (или)
сила добра или зла. Патуа - индейское название амулета, наделенного защитной силой,
который вешается на шею. Энканту - колдовской обряд или заклинание, цели и
исполнение которого в значительной степени совпадают с целями и исполнением
заклинаний в Западных магических традициях. Деспашу - традиционный смысл этого
слова: приношение, сделанное Эшу или Помба-Жире, но обычно оно используется для
обозначения приношения любой сущности, сделанного для того, чтобы ваша просьба
была удовлетворена. Тра-балью буквально означает 'работа', то есть магическое
действие или заклинание, произведенное с целью достижения положительного или
отрицательного эффекта. Чтобы умилостивить ту или иную сущность и заставить ее
ответить на призыв и создать связь между сущностью, просителем и объектом, на
который хочет повлиять проситель, часто прибегают к колдовству, для чего
используются ногти пальцев рук, волосы, личная одежда и другие личные предметы,
растения, свечи, куклы, молитвы, чары, пищевые приношения, которые часто
сопровождаются приношениями даров ориши или другой духовной сущности.
Вспомните молодую, хорошо одетую женщину в начале книги, которая осуществляла
приношение на разделительной полосе перегруженного транспортом шоссе. Это
типичный представитель того типа людей, которые могут заниматься заклинаниями.
Люди, посещающие открытые