а мелкие лесные бананы являются прекрасным антидиуретическим
средством.
Другие виды применения:
Это двадцатифутовое дерево мистерий и колдовства, с его длинными, мягкими,
сладкими желтыми плодами, принадлежит не какому-нибудь конкретному ориша, а
сразу всем. Дерево настолько почитается, что те приверженцы культов, которые
проявляют особый интерес к экологии, используют их вместо тарелок для подношения
богам священной пищи и растений. В Бразилии растет много других разновидностей
бананов и все они используются в магии.
Барба-ди-велью
Названия:
Чернушка полевая (Nigella aruensis).
Связь с божеством:
Обалуйе, Ошала.
Использование в лечебных целях:
Отвар травы используется наружно для борьбы с геморроем.
Другие виды применения:
Для амаси, або, омовений бус, после очистительных омовений сжигается для
окуривания.
Белдроэга
Названия:
Портулак огородный (portulaca oleracea).
Связь с божеством:
Обалуайе, Эту, Ироко.
Использование в лечебных целях:
Порошок из листьев применяется для зарубцовывания ран. Эффект наступает очень
быстро благодаря наличию салициловой кислоты - действующей основы этого
растения. Кроме того, оно стимулирует лактацию и обладает диуаретическими
свойствами, сок его помогает при воспалении глаз.
Другие виды применения:
Считается, что это небольшое растение с мелкими цветками и сочными суккулентными
листьями помогает избавляться от ночных кошмаров, вызванных негативными
астральными влияниями.
Кроме того, оно играет важную роль в очищении ота, принадлежащих Эшу. Сначала
камень, которому должна быть передана сила Эшу, очищается с помощью сильно
пенящегося кастильского мыла, затем натирается портулаком вместе с другими
предназначенными для этой цели травами. После этого ота кладется на алтарь Эшу.
Бринкуш-ди-принсеза
Названия:
Фуксия (Fuchsia integrifolia).
Связь с божеством:
Элегбара, Ошоси.
Использованиех:
Для очистительных омовений на перекрестках дорог во время 'открытых' часов
(полночь, рассвет, сумерки). Используется только после выполнения необходимых
ритуалов очищения.
Кана
Названия:
Сахарный тростник (Saccharum offici-narum).
Связь с божеством:
Эшу.
Использование:
Приготовленный особым образом тростник ставится на алтарь сущности в качестве
дароприношения. Сначала свежий тростник очищается от кожуры и очищенные куски
рассекаются на части. Листья и счищенные слои сжигаются для очистительного
окуривания. Сахар, извлеченный из тростника, сжигается для того, чтобы уничтожить
астральные личинки и отогнать Эгунов. Считается, что растение привлекает удачу.
Сахарный тростник занимает особое положение в сельском хозяйстве Бразилии, потому
что это была первая культура, которую стали разводить по всей стране и которая
явилась первым настоящим богатством португальской колонии. Разведение тростника
было сосредоточено главным образом в северных районах страны, где в колониальную
эпоху одна за другой возникали богатые плантации, подобно тому как это происходило
с разведением хлопка на юге Соединенных Штатов. И так же, как и разведение хлопка,
выращивание сахарного тростника было очень трудоемким занятием. В связи с
немногочисленностью местного населения в этом регионе, колонисты привозили для
работы на сахарных плантациях рабов из Африки. Сахарный тростник стал важной
частью афро-бразильской жизни, а следовательно, вошел в народные религиозные
ритуалы.
Коко-ди-дендэ
Названия:
Орех пальмы дендэ (Elaeis guineensis),
Связь с божеством:
Осайе, Ифа, Эшу.
Использование в лечебных целях:
Измельченная смола и листья помогают от головной боли, при ангине, ухудшении
зрения, отечности ног и коликах в животе.
Другие виды применения:
Эта пальма, достигающая высоты от сорока пяти до девяноста футов, одно из самых
известных деревьев в Бразилии. Из ее орехов получается масло дендэ желтого цвета или
совсем светлое прозрачное. Оно служит хорошим заменителем сливочного масла и
получило самое широкое распространение в афро-бразильской кухне (см. приложение
С), придавая особый аромат ее блюдам. Масло очень богато витаминами, что особенно
важно в стране, где средний человек не в состоянии обеспечить себе здоровое питание, и
оно является основной составляющей ритуальных блюд, приносимых оргиша.
Эспада ди Сао Жорже или эспада ди Огун
Названия:
'Меч св. Георгия' (Sansieveria ceylani-са). Одно из названий этого растения в переводе с
португальского означает 'тещин язык', что объясняется его