эти
религии бросают вызов 'белым' и 'капиталистическим' культурным Ценностям
умбанды, настаивая на полном освобождении угнетаемых афро-американцев. По
мнению многих кимбандистов, жрецы и жрицы умбанды являются тайными агентами
социальной и политической интеграции и при последнем диктаторском режиме (1964-
1985 гг.) пользовались покровительством военных правителей. Они доказывают, что
именно умбан-дисты стараются акцентировать различия между ким-бандой и умбандой,
чтобы получать фантастические суммы за снятие кимбандистских заклинаний. Кроме
того, они открыто заявляют, что кимбанде присуща большая нравственная и
политическая свобода, чем умбанде, и что 'белые' моральные ценности в кимбанде
отсутствуют. По их мнению, это дает основание считать, что кимбанда обладает
большей магической силой.
Пожалуй, контрастирующие верования этих иногда враждующих сект лучше всего
можно объяснить, используя параллель из Таро. При гадании по Таро карты могут
выпадать либо в прямом, либо в перевернутом положении. Некоторые гадатели придают
картам разные значения в зависимости от их положения. Другие придерживаются
мнения, что значение карты никогда не меняется, а перевернутая карта означает только
то, что гадатель должен попытаться истолковать ее с необычной точки зрения.
Так же и магию умбанды и макумбы-кимбанды можно рассматривать как одно и то же
явление, на которое смотрят с разных точек зрения.
Традиции американских индейцев
Местные племена, обнаруженные португальцами на земле, которая впоследствии стала
называться Бразилией, существенно отличались от высокоразвитых цивилизаций
перуанских инков и мексиканских ацтеков, с которыми встретились испанцы. В
малонаселенных тропических лесах обитали охотники и собиратели, чьи верования во
многом соответствовали верованиям более развитых африканцев, которых вскоре стали
завозить в Бразилию в качестве рабов для работы на плантациях. Так, например, американские индейцы Бразилии, как и африканцы, поклонялись одному высшему Богу
- Творцу, Отцу и Покровителю. Они верили в высших духов, подобных африканским
оригиа, охранявших леса и реки. Они также признавали низшие сущности, творящие
зло, - подобные африканским эшу, помба-жирам, эгунам. Как и африканцы, они
верили, что некоторые из их вождей после смерти могут возвращаться на землю и давать
советы живым.
В отличие от африканцев, при отправлении своих культов индейцы не пользовались
никакими внешними атрибутами вроде алтарей, специальных одежд или священных
образов. В контакт со своими духами они вступали при помощи диких танцев и курения
табака и других веществ во время магических церемоний. Ритуалами руководил паже,
духовный вождь, который, подобно курандеро в испано-американской традиции, еще и
лечил людей травами. Во время ритуалов участники впадали в транс и вызывали дуаоъ-
энканптду (в переводе с португальского это слово означает 'очарованный'). Индейцы
имели свои собственные наборы талисманов, амулетов и фетишей и совершали дефума-
сао - 'окуривания' табаком и благовониями для изгнания из тела злых духов. Они
практиковали естественную магию с использованием кукол и предсказывали будущее на
основании своих наблюдений флоры, фауны и погоды. Любопытно, что у них также
было распространено гадание по раковинам каури, хотя и Далеко не столь изощренное,
как у африканцев.
Прошли столетия, и туземные верования в большей или меньшей степени слились с
верованиями афро-бразильской магической системы, породив несколько отдельных
традиций:
1. Пажеланса [7] (в северных штатах Пара, Амазония, Мараньяо и Пиауи) - в основном
сплав индейских верований с африканскими со слабой примесью спиритизма и
католицизма.
2. Шанго [8] (в Пернамбуко, Алагоасе, Парайбе и Сержипи) - в основном африканские
верования с небольшой примесью индейских и португальских.
3. Катимбо [9] (весь северо-восток) - смесь европейского ведьмовства и португальских
народных обычаев, индейских элементов, ангольско-конголезских верований и
шаманизма самых разных толков.
В умбанде индейские влияния проявляются в использовании некоторых музыкальных
инструментов и танцев, обычае очищения посредством окуривания табаком, а также в
почитании духов леса, кабоклу и других предков. Некоторым умбандистским сектам
также присуща индейская вера в силу духов таких животных, как змеи, крокодилы и
карэсау (вид птиц). Кроме того, мне кажется, что в образе Осайе, бога растений и
хранителе лесов, с которым вы встретитесь