так, то «двигательная сила» тела субъекта могла бы перемещаться из тела по «линии силы». При экстериоризации двигательной силы тела подобным образом субъект некоторое время пребывает в состоянии бессилия, хотя его астральное тело совпадает с физическим, а сознание действует. Часто замечали, что медиум находится в состоянии бессилия, когда вокруг слышатся стуки.
СТУК, ВЫЗВАННЫЙ ПО ЖЕЛАНИЮ ВО ВРЕМЯ ЭКСТЕРИОРИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИЛЫ
Фактически я сам производил такие стуки, находясь в этом состоянии. Я отчетливо вспоминаю, как, проснувшись однажды утром, обнаружил, что не способен двигаться! Я рассуждал про себя так: если моя двигательная сила находится вне моего тела, а мое сознание работает, то почему бы мне не пожелать вызвать стук? И я твердо решил, что стук должен послышаться на туалетном столике. Стук действительно послышался! Однако, как правило, в таком состоянии субъект настолько нервничает, что ему никогда не приходит в голову проделать такое, и вместо того, чтобы воспользоваться моментом, он только желает, чтобы способность к движению возвратилась. Что касается движения предметов, когда астральное тело находится на другом конце линии силы, то при определенных условиях это возможно, и мы поговорим об этом позднее. Пока мне хотелось бы подчеркнуть следующее: двигательная сила может перемещаться к астральному телу так же, как и способность к ощущению. Она может перемещаться быстро и медленно.
Во время астральной проекции (в области активности шнура) до некоторой степени возможна и двойная двигательная сила. В этом я уверен! Когда такое явление имеет место, каждое движение проецировавшегося конца линии силы отражается на физическом теле субъекта — обычно только слегка, в зависимости от энергии, оставшейся в теле, которая, как правило, бывает незначительной. При условии наличия двойной двигательной силы движения астральной руки вызывают подергивание физической — подобно тому, как дергаются ноги спящей собаки. Двойная двигательная сила имеет место реже, чем чувствительность. Она больше характерна для бессознательного состояния и состояния сна. Здесь кроется слишком глубокая тайна; однако я знаю, что во сне можно двигать предметы, хотя в реальной действительности предмет приходит в движение только спустя две секунды. Подобное я испытал сам.
Все это напоминает мне о том, что сказал сэр Оливер Лодж, анализируя явление, вызванное Евзапией Паладино: «Тот факт, что тело медиума, производя ответные или аналогичные движения, дергается, очень показателен и интересен. Иногда, когда она (медиум) собирается толкнуть отдаленный предмет, она делает короткое, резкое движение рукой в его направлении, и сразу же после этого предмет начинает двигаться. Однажды она это проделывала в назидание мне с одним и тем же предметом, а именно с письменным столом, стоявшим в углу комнаты. При расстоянии 6 или 7 футов промежуток времени между толчком и движением предмета составлял примерно 2 секунды. Во время игры на аккордеоне пальцы медиума движутся совершенно аналогичным образом, и это похоже на то, как дергаются ноги собаки, когда во сне она преследует зайца. Подобным образом Евзапия воображала, что трогает пальцем инструмент, и воображала это так ясно, что инструмент действительно начинал звучать.
Предположим, что спящая собака столь ясно представляла себе охоту, что какой-то заяц действительно был пойман и убит этой собакой-призраком. И каким бы абсурдным и бесполезным ни являлось это предположение, я более чем склонен искать в нем ключ к объяснению этих явлений. Многие философы-идеалисты считали, что реальностью является мысль, а материальное явление — лишь ее следствием. Таким образом, в данном случае имеет место что-то подобное. Предположим, сновидение субъекта, находящегося в трансе, достаточно сильно по своей эмоциональной глубине, чтобы влиять на окружающие предметы и производить некоторые реальные результаты, вызывать не только реальные и постоянные движения обыкновенных предметов, но также и временные сочетания различных частиц в необычные предметы, достаточно реальные для того, чтобы ощущаться, быть слышимыми и, возможно, фотографироваться во времени своего возникновения».
Когда я говорю, что если субъекту снится, как он приводит в движение материальный предмет (если субъект способен к этому), то предмет приходит в движение спустя две секунды, — я действительно так думаю, несмотря на то, что это противоречит здравому смыслу. (Вероятно, в будущем мы сумеем преодолеть этот барьер.) Когда физическое тело дергается во сне, это часто можно объяснить