забывать, что одновременно с материей астрального тела человек привлекает и соответственную первоначальную эссенцию, которая в течение всей его жизни остается отде¬ленной от общей массы тела и становится в то ¬же время, так ска-зать, искусственным элементалом. Этот последний получает самостоятельное сущест-вование, в течение которого стремится к лич¬ному развитию, в духе нисхождения в ма-терию, не нарушая ни спокойствия (и даже без ведома), ни выгод того “Я”, к которому присоединен.
Вот причина борьбы между телом и духом, о которой часто упоминается в творени-ях отцов церкви. Но как бы то ни было, а “закон плоти в распре с законом духа”, и хотя эволюция человека сильно запаздывает от того, что он не умеет взять верх над своими страстями, это не надо считать злом, так как это только закон, только влияние Божест-венной Воли, идущей обычным порядком, но нисходя к материи, вместо того чтобы удаляться от нее, восходить, как это делаем мы.
Когда человек, умирая, покидает физический план, некоторые разъединяющие силы природы начинают воздействовать на астральное тело, и наш элементал, видя, что ему угрожает потеря самостоятельного существования, стре¬мится как можно дольше со-хранить целостность астрального тела. Средство, которое он избирает, заключается в видоизменении порядка расположения материи концентрическими пластами, где внешние принадлежать к низшим подпланам и преимущественно к наиболее плотным, грубым и сопротивляющимся разрушению. Но человек не может покинуть седьмой подплан иначе, как после наиболее полного освобождения своего действительного “я” от материи этого подплана. Наконец его сознание останавливается на следующем пла-сте, состоящем из материи шестого подплана, или, иначе говоря, он перемещается на высший подплан.
С другой стороны, когда астральное тело исчер¬пало всю привлекательность, кото-рую ему внушает какой-либо подплан, почти вся материя этого подразделения отделя-ется от него, и оно оказывается в соотношении с жизнью несколько более возвы¬шенной. Свойственная ему тяжесть, если можно так выразиться, беспрерывно уменьшается, и оно постепенно возвышается от слоев наиболее плотных к более редким, останавливаясь лишь там, где находится в совершенном равновесии. Вот что, очевидно, хотят сказать умершие, являющиеся на спиритические сеансы, когда разъясняют, что переходят в высшую сферу, откуда их будет невозможно или, по меньшей мере, крайне трудно привлечь при помощи медиума. И это положительный факт, что, поднявшись до высшего подплана, умершему становится почти невозможно влиять на обычного медиума.
Однако мы видим, что человек задерживается на каждом подразделении астрально-го плана соот¬ветственно количеству материи этого подплана, заклю¬чающейся в его ас-тральном теле, что всецело зависит, в свою очередь, от жизни, которую человек вел, и удовольствий, которым он преда¬вался, потому что он при этом привлекал и удерживал в своем астральном теле материю того или иного свойства.
Таким образом, при непорочной жизни и возвышенных мыслях есть возможность до-вести до наименьшей величины количество материи, принадлежащей к низшим подпла-нам, и собрать каждую из них так, чтобы при первом усилии ее можно было разъединить и привести в первоначальное положение, освободив человека для перехода в непосредствен-но высший план.
В результате индивид с высокоразвитой ду¬ховной стороной может мгновенно и бес-сознательно пройти весь астральный план, чтобы осознать все окружающее лишь в высшем плане – плане небесном.
Не следует забывать, что подпланы не занимают особого места в пространстве. Они взаимно проникают один в другой таким образом, что переход из одного подразделе-ния в другое означает не перемещение в пространстве, а лишь перенос центра сознания с одного места на другое, приняв эти места последовательно как орудия чувствования и сознания.
Только люди с грубыми и скотскими стремлениями: пьяницы, развратники и так да-лее – сознают себя после смерти на низшем подплане астрального мира. Они остаются там соответственно степени и силе их страстей, часто жестоко мучимые невозможно-стью их удовлетворить; кроме тех исключений, когда они вырываются оттуда, завладе-вая, с помощью одержания, живым, имеющим такие же, как и они, вкусы.
Человек посредственной нравственности не будет иметь, вероятно, основания оста-ваться на этом седьмом подплане, но если чисто земные интересы являлись единствен-ной его мыслью и заботой, он окажется на шестом подплане, посещщая ме¬ста и лица, близкие ему на земле.
Пятый и четвертый подпланы имеют те