же свой¬ства, исключая то, что проходящие их души все менее придают значения вещам этого низменного мира и все более стре-мятся изменить окружающее в со¬ответствии со своими самыми устойчивыми мыслями.
Достигая третьего подплана, мы замечаем стремление совершенно видоизменить действительную внеш¬ность плана, так как его обитатели живут в мечтаниях, не пред-ставляющих исключительно твор¬чество их собственной мысли, как в небесном плане, но наследие их предшественников, к которым они беспрерывно прибавляют свои веро-вания.
Там-то и находятся эти церкви, школы, “жилища страны лета”, так часто описы-ваемые на спиритических сеансах. Живой наблюдатель, менее предубежденный, не найдет их такими же дей¬ствительными и чудесными, какими они кажутся их очарован-ным творцам.
Второй подплан уподобляется главным образом обиталищам святош, ограниченных и себялюбивых; они всецело наслаждаются влечениями сво¬его сердца и поклонением особому божеству вполне материального свойства.
Высшее подразделение предназначается для тех, кто провел свою жизнь в умствен-ном труде, но направлял эти занятия для достижения материальных благ, не стремясь приносить пользу своим современникам, а лишь удовлетворяя свое самолюбие или просто используя их, как умственные упражнения.
Такие люди могут оставаться в этом состоянии в течение многих лет, довольствуясь преследованием своих интеллектуальных целей, но бесполезные для всех и не подви-гающиеся в достижении небесного плана.
Надо помнить, что на этом подплане никакая идея не находит осуществления. Умерший, действующий на одном из них, может легко пере¬нестись отсюда в Австра-лию или в другое место, куда пожелает. Но он не может перенести сво¬его сознания на следующий подплан до тех пор, пока освободительный процесс не даст ему этой воз-можности. Из этого правила, насколько мы знаем, не существует исключения, даже ес-ли бы совершались сознательные действия на подплане, с точки сокращающей или продлевающей пребывание на нем.
Сама степень сознания на означенном подплане находится в зависимости от до-вольно сложного правила. Поясним это примером.
Возьмем человека, который сохранил от преж¬него воплощения стремление, требо-вавшее для своего проявления значительного количества материи низшего плана, тогда как он уже с ранних лет привык противиться низменным стремлениям. Нельзя думать, чтобы его усилия в этом случае имели бы полный успех. Замена в его астральном теле грубых частиц более тонкими произошла бы очень медленно, причем человек мог бы умереть ранее окончания этого замещения. Таким образом, в его астральном теле оста-лось бы еще достаточное количество грубой материи, ко¬торая задержала бы его на не-которое время в седьмом подплане. Но так как в этом перевоплощении у него не было навыка действовать созна¬тельно с помощью этой материи, потому как этот навык по-является не сразу, то из этого следует, что человек, сам того не замечая, прошел бы че-рез этот седьмой подплан в необходимое время для интеграции выше¬сказанной мате-рии. То есть, он все это время проспал бы и не чувствовал бы никаких неприятностей.
Надо упомянуть, что на астральном плане спо¬собы сообщения подобны земным. В то время как оккультист, облеченный ментальным телом, может сообщать свои мысли более легким и быстрым способом, чем это делается на земле, при помощи мысленных впечатлений, передаваемых им людскому населению астрального плана, – эти послед-ние, не имея обычно такой способности, огра¬ничены подобно нам. Вот почему они, как люди, для обмена впечатлениями, мы¬слями и верованиями соединяются в группы.
Поэтическая идея смерти, приводящей все к ра¬венству, – чистейшая нелепость, дочь невежества, так как в большинстве случаев лишение физического тела не производит разницы в характере и развитии лица.
Следовательно, имеется столько же разнообразия в умственном отношении у тех, которых мы называем мертвыми, как и у живых.
Поучение западной религии относительно судьбы, ожидающей человечество после смерти, так далеко отклоняется от истины, что даже образованные люди оказываются со-вершенно сбитыми с толку, очутив¬шись на астральном плане после смерти.
Вновь прибывшие оказываются в условиях, совер¬шенно отличных от тех, на кото-рые они надеялись, так что нередки случаи, когда они отказыва¬ются верить в свою смерть.
Таким образом, наша вера в бессмертие души так неосновательна, что факт сохранения сознания считается большинством умерших за безусловное до¬казательство сохранения жизни.
Ужасная теория вечной кары является также причиной страха,