план покидаешь астральное тело, которое по¬степенно разлагается.
Если в течение земной жизни человек отрекся от материальных желаний и направил свои стремления к достижению духовных благ и альтруиз¬му, высшее “Я” становится способным впитать в себя весь состав низшего ментала, извергнутый им во время во-площения. В таком случае тело, по¬кинутое на астральном плане, становится трупом, как и физическое тело после земной смерти, и не входит в разряд тени, но попадает в следующий.
У человека, физическая жизнь которого была менее совершенна, результат будет почти тот же, если оставшееся из инстинктивных стремлений было исчерпано на аст-ральном плане. Но большинство людей делают очень мало усилий, чтобы избавиться от низших стремлений своей природы, и тем самым не только удлиняют свое пребывание в промежуточном плане, но, так сказать, теряют часть низшего ментала. Хотя это спо-соб довольно материальный – представлять отражение высшего ментала в низшем, но можно себе составить довольно верное представление об этом процессе, принимая ги-поте¬зу, что душа при каждом воплощении направляет частицу своего “я” в физическую жизнь, рассчитывая в конце жизни получить ее обратно, обогащенной опытом. К не-счастью, обычный человек пора¬бощается разнообразными низменными желаниями, и некоторая часть низшего ментала прикреп¬ляется к телу желаний, и когда происходить разрыв, по окончании астральной жизни, это начало должно оторваться, покидая свою опозоренную часть, соединенную с астральным телом, в расстроенном виде.
Это тело составляется тогда из частиц астраль¬ного вещества, насильственно удер-живающих у се¬бя часть низшего ментала, не сумевшую отделиться. В астральном теле, в составе которого ментал был поглощен низшими страстями, астральное вещество, принадлежащее каждому подплану, находится в разъединении. Очевидно, что ментал, проходя последовательно все подпланы, не мог полностью освободиться от материи, свойственной каждому из них, и поэтому астральная скорлупа будет заклю¬чать в себе частицы всех скопившихся грубых веществ.
Таково происхождение особей, называемых тенями. Я здесь вынужден отметить, что тень не есть существо, перешедшее в небесный план, но она сохраняет его наружные формы, па¬мять и некоторые особенности, почему может быть смешана с ним, как это случается на спиритических сеансах.
Эта тень не умышленно обманывает присутствующих, так как, при ограниченности своего ума, сама в этом уверена. Но можно себе пред¬ставить ужас и отвращение друзей покойного, если бы они узнали, что им, вместо дорогого утраченного, явилось сущест-во бездушное и состоящее из собрания всех низших свойств.
Продолжительность существования тени зависит от количества низшего ментала, ее оживляющего; но так как оно все уменьшается, то оскудевает и разумность, хотя тень обладает в высокой степе¬ни некоторого рода инстинктивной хитростью. Да¬же в конце своего существования она еще в состоянии бывает сообщаться с присутствующими, заимствуя для этого разум медиума.
Главное свойство ее природы – поддаваться всем дурным влияниям. Отделенная от высшего “я”, она не содержит свойств, направленных к добру, почему очень легко от-зывается на вызовы колдунов. Все содержимое ментальной материи разлагается и воз-вращается к своему плану, а не индивидуальному менталу. Тень незаметно слабеет и переходит в следующий разряд.
9. Скорлупы (астральное тело).
Это уже только астральные тела, в конечных фазах своего разложения, покинутые последними частицами ментала и лишенные какого бы то ни было сознания. Они пас-сивно носятся в астральных течениях, подобно тучам, гонимым ветром. Однако они могут еще быть гальванизированы от соприкосновения с аурой медиума и сделаться на несколько минут отвратительным подобием существ.
Они еще очень похожи на покойного и могут даже до некоторой степени воспроиз-водить его любимые выражения н даже почерк. Но это только автоматическое подра-жание клеточек, их составляющих, которые, будучи возбуждены, стремятся повторять знакомые им выражения, и то, что обнаружи¬вается разумного, принадлежит не им, но заим¬ствовано от медиума и участников сеанса.
Гораздо чаще скорлупы бывают внезапно и кратковременно оживлены другим спо-собом, о чем будет сказано далее. Они сохраняют способность слепо отвечать вибраци-ям, в общем весьма грубым, которые были им свойственны во время существования их в виде теней. Отсюда следует, что индивиды, у которых преобладают дурные желания и страсти, имеют много шансов рефлексивно чувствовать их присутствие на спирити-ческих сеансах