воспоминание о том, что слышал или видел; тогда как переходя в состояние, называемое нами смертью, он окончательно оставляет свое физическое тело и переселяется в невидимый мир, где пребывает столе-тия, протекающие между его последовательными воплощениями в видимом мире.
Большую часть этих длинных периодов он проводит в небесном мире, описанном в следующем нашем сочинении, посвященном ментальному плану. Здесь же мы собира-емся рассмотреть лишь низшее царство этого невидимого мира, куда человек попадает сейчас же после смерти, – Гадес (Аид), или царство теней, у греков; чистилище, или переходное состояние, у христиан; то, что средневековые алхимики называли астраль-ным планом.
Цель настоящего сочинения – восстановить все данные, касающиеся этого интерес-ного предмета, сохранившиеся в теософической литературе, привести их в порядок и дополнить кое-какими новейшими исследованиями. Хотя эти последние представляют изыскания, не особенно претендующие на достоверность, однако мы приняли возмож-ные меры для избежания заблуждений, и все положения, включенные в этот труд, про-верены и опираются на наиболее достоверные авторитеты.
Таким образом, можно сказать, что это сочинение, не имеющее претензии исчерпать предмет полностью, послужит верным путеводителем в пределах, которые для него наме-чены.
Первый пункт, на котором надлежит настаивать при описании астрального плана, – это его безусловная реальность. Естественно, что, употребляя это слово, я не станов-люсь на точку зрения метафизика, смотрящего на все, кроме непроявленного Божества, как на недействительное, вследствие неустойчивости форм. Нет, я беру это слово в его обычном, общеупотребительном значении и утверждаю, что предметы и обитатели ас-трального плана так же подлинны, как и наши тела, утварь, дома, памятники. Они не более вечны, чем предметы физического плана, но они реальны настолько, что мы не имеем права их отвергать под предлогом, что человечество до сих пор имело о них смутное понятие.
Нельзя иметь верного представления о Религии Мудрости, если не имеешь правиль-ного понятия о явлениях нашего солнечного мира. Он состоит из определенно очерчен-ных планов, каждый из которых заключает материю в границах определенной плотно-сти. Многие из этих планов могут быть посещаемы и наблюдаемы подготовленными лицами, точно так же, как посещаются иностранные государства различными путеше-ственниками.
Тщательно сличая работы исследователей этих планов, можно достигнуть настолько же точных данных, какие извлекаются из наблюдений людей, посещавших Гренландию или Шпицберген. Даже более! С таким же успехом, как всякий желающий может посе-тить эти страны, так же точно всякий, пожелавший исследовать эти планы, может, при специальной подготовке, лично достигнуть этого.
Эти планы, различающиеся плотностью заключенной в них материи (от грубой к более тонкой), обычно называют так: план физический; план астральный; план мен-тальный; небесный, или деваканический; план буддхи и план нирваны. Далее идут еще планы, но их среда настолько сложна для нашего понимания, что о них бесполезно и упоминать.
Надо помнить, что материя каждого из этих планов настолько же отличается от со-става материи предыдущего плана, как, например, парообразное состояние отличается от состояния твердого, но в еще большей степени. Состояния же, называемые нами твердым, жидким и газообразным, представляют только низшие подразделения мате-рии, образующей физический план.
Астральное царство, которое я намерен описать, представляет второе подразделение этого плана, наиболее близкое сверху или внутри родственного нам физического мира. Его часто называли царством иллюзий, не потому, что оно более обманчиво, чем наш мир, но из-за чрезвычайной неопределенности впечатлений, получаемых плохо подго-товленными ясновидящими. Это объясняется двумя особенностями астрального мира.
Первая. Многие обитатели астрального плана имеют удивительную способность изменять с неимоверной быстротой свои формы и наводить почти безграничные при-зрачные чары на тех, над кем им вздумается подшутить.
Вторая. Предметы в астральном плане имеют совершенно другой вид, нежели в фи-зическом мире, и гораздо более полный. Они видимы со всех сторон разом: внутрен-ность твердых тел так же хорошо видна, как и внешние части.
Из этого ясно, что неопытному “путешественнику” трудно будет отдать себе отчет в том, что он видит, и еще того труднее – передать словами все, что он наблюдал.
Ярким примером заблуждений, каким может подвергнуться наблюдатель, служит обратное размещение