заблуждение, так как задолго до проявления в перечисленных выше царствах, это была уже не одна, а несколько монад. Такое выражение было принято, чтобы дать понять, что, несмотря на произошедшие изменения в существе монады, она еще не достигла индивидуальности. Когда эта монадическая эссенция циркулирует в трех больших царствах элементалов, предшествующих минеральному царству, ее называют “эссенция первоначальная”; но прежде чем говорить об ее природе и роде деятельности, надо разъяснить, каким обра-зом дух облекается материей, когда в нее входит.
Для духа спуститься с какого-нибудь плана (скажем, с плана №1) на план непосред-ственно низший (положим, на план №2) все равно, что облечься в материю, принадлежа-щую к этому последнему плану, то есть окутаться покрывалом из материи плана №2. Точно так же, если он продолжает спускаться на план №3, он должен, сверх того, об-лечься материей плана №3, и в таком случае его внешнее одеяние будет состоять из ма-терии №3.
Действующая сила – душа этого атома – уже не представляет того состояния, как на плане №1, потому что, сверх божественной силы, имеет еще материальное покрывало №2. Перейдя на план №4, атом становится еще более сложным, так как он облекается телом из №4, будучи уже дважды облеченным материей планов №2 и №3.
Понятно, что этот процесс повторяется на каждом подплане солнечного мира, и ко-гда первоначальная сила вступает в наш физический мир, она бывает так окутана, что часто становится невозможно распознать духа.
Предположим, что монадическая эссенция продолжала бы облекаться таким обра-зом до атомического уровня ментального плана и, вместо того чтобы пройти различные подразделения этого плана, упала бы прямо в астральный план, формируя вокруг себя тело из атомическо-астральной материи. Ясно, что получится элементальная эссенция астрального плана, принадлежащая к третьему великому царству стихий, непосредст-венно предшествующему минеральному царству. В продолжение своих 2401 обособле-ний на астральном плане она извлекает из этих подразделений многочисленные и раз-нообразные сочетания. Но все они скоропроходящи и принадлежат к одному царству, обычное свойство которого заключается в том, что оно состоит из низшей (инволюци-онной) монадической эссенции, достигающей только границы, где начинаются атомы ментального плана, и наконец проявляющейся при посредстве материи атомов астраль-ного плана.
Два высших царства стихий существуют, взаимно влияя на высшую или низшую часть ментального плана, но мы не предполагаем ими заниматься.
Астральное царство представляет обширное хранилище элементальной эссенции, уди-вительно чувствительной к самым мимолетным человеческим мыслям, отзывающейся на малейшие человеческие желания (даже бессознательные) с поразительной быстротой и верностью. Но с момента, когда под влиянием мысли или желания известная часть элемен-тальной эссенции должна принять образ живой силы того, что называется элементалом , она перестает принадлежать к разряду, который мы изучаем, и приходит к группе искусст-венных существ.
Это отдельное существование является очень недолговременным: понудительная сила вскоре истощается, и элементал возвращается к общей массе необособленной эс-сенции того разряда, из которого он был выделен.
Было бы утомительно перечислять все категории элементалов; такой список был бы даже непонятен, за исключением тех, кто знаком с ними по опыту и умеет вызывать их и сравнивать. Между тем, можно без особого труда составить себе представление об их классификации.
Существует большой отдел, давший свое имя элеметалам, который их обособляет по стихиям физического мира, где они пребывают.
Как и всюду, мы встречаемся здесь с септенором нашей эволюции, так как сущест-вует семь главных групп, соответствующих семи состояниям физической материи: зем-ле, воде, воздуху, огню или, по символической терминологии Средних веков, состоя-ния: твердое, жидкое, газообразное и четыре подразделения эфирной материи.
Давно уже существует обычай говорить с пренебрежением и сожалением о невеже-стве средневековых алхимиков, так как они именовали названиями элементов те суб-станции, которые новейшая химия знает как вещества сложные. Но это большая не-справедливость, потому что они были сведущи в этой области более нас. Они состави-ли список 50 или 60 простых тел, которые мы считаем теперь элементами, но они нико-гда не присваивали им этого имени, так как теория оккультизма учит, что существует только один элемент, а все формы материи суть только его видоизменения – истина, которую начинают