во сне!”
Культурные люди высшей расы имеют, в целом, достаточно развитые астральные способности и могли бы заметить действительность, окружающую их во сне, и почерп-нуть многое, если бы были достаточно внимательны. Но такое усердное отношение у большинства отсутствует. Основную часть их сна занимают вещи, которыми они инте-ресуются во время бодрствования. У них имеются астральные способности, но они ими не пользуются; их чувства на этом плане, хотя и существуют, но не развиты, и они соз-нают очень мало из того, что их там окружает.
Если такой человек делается учеником мудреца, он тотчас бывает вырван из своей дремоты, начинает сознавать действительность астральной обстановки, его окружаю-щей, и возможность работать в ее среде; таким образом, часы сна, до этого времени не приносившие пользы, проводятся теперь в полезных занятиях, не принося ущерба от-дыху физического тела. (См. соч. “Невидимые помощники”, гл. V).
У низших рас или индивидуумов отделившееся астральное тело имеет очень неоп-ределенные формы. Но черты и формы центральной части, хотя и стертые и мало раз-личимые, остаются всегда узнаваемыми, тогда как их аурическое яйцо не достойно та-кого названия; оно не имеет определенного вида, его очертания неправильны и посто-янно изменяются.
У человека развитого, напротив, центральная форма бывает гораздо отчетливее и яснее и в точности воспроизводит физического человека. Сверх того, аура имеет яйце-видную форму, отчетливо изображенную и не изменяющуюся в бурном течении, не-престанно волнующем астральный мир .
Психические способности человечества, находящегося в переходном состоянии, и все степени его развития являются изображенными личностями, из чего следует, что эти оба класса сливаются воедино в неощущаемых подразделениях.
4. Колдуны и их ученики.
Этот класс подобен первому, с той разницей, что его развитие было направлено к злу, а не к добру, и что приобретенная им сила употреблялась с эгоистической, а не гуманной целью.
К низшим разрядам принадлежат колдуны: негры, практикующие обряды “Обеа” или “Вуду”, и целители диких народов.
Более развитые и заслуживающие тем большего осуждения – колдуны Тибета, часто называемые европейцами “Дюг-па”, или Красные Колпаки, хотя это название принад-лежит собственно, по объяснению старшего хирурга Вадделя в его сочинении “Буд-дизм Тибета”, большой секте “Каргу”, входящей в состав буддийской церкви, наполо-вину реформированной Тибетом. “Дюг-па” практикуют, без сомнения, магию “Тантри-ка”, но настоящая, нереформированная секта Красных Колпаков – это “Нинма-па”.
Еще гораздо ниже этой находится секта “Бон-па”, верная туземным богам и никогда не принимавшая никакой буддийской формы.
Не надо, однако, предполагать, что кроме “Желюг-на”, то есть Желтых Колпаков, все тибетские секты заслуживают осуждения. Справедливее будет сказать, что в других сек-тах, не претерпевших строгих реформ, более свободные правила жизни и обычаев произ-водят большее число эгоистических натур.
НЕЖИВЫЕ
Прежде всего надо оговориться, что название “мертвые” здесь не уместно, так как все существа, к которым это относится, живы, так же как и мы и даже еще более. Таким образом, этот термин надо понимать лишь в том смысле, что они не имеют физическо-го тела.
Мы рассмотрим девять главных подразделений.
5. Нирманакайя.
Об этом отделе мы упоминаем для полноты списка, потому что такие совершенные существа весьма редко проявляются на низшем плане. Если бы по какой-либо причине для своего высшего назначения Нирманакайя нашел бы необходимым проявиться, очень вероятно, что он сформировал бы себе временное астральное тело, потому что его оболочка была бы чересчур тонка, чтобы быть видимой обычным астральным зре-нием. Для того чтобы действовать одновременно на всех планах, он сохраняет в себе несколько атомов каждого из них – центр, вокруг которого он быстро может собрать вещество желаемого свойства.
Большие подробности относительно Нирманакайя можно найти в “Голосе Безмол-вия” Е. П. Блаватской и в моей маленькой книжечке “Невидимые помощники”.
6. Ученики адептов, ожидающие воплощения.
В теософической литературе часто упоминается, что ученик, достигший известного развития с помощью своего руководителя, может избегнуть общего закона, по которо-му каждое человеческое существо после смерти на определенное время переходит в небесный мир, чтобы насладиться там последствиями своих усилий в высшем духов-ном стремлении, проявленном во время физической жизни. Так как, по этой гипотезе, ученик должен быть человеком святой жизни и очень