Ледбитер Чарлз

Сны

тонкие также, как и на более низкие; хотя в аст-ральном теле высокоразвитого человека практически не должно оставаться материи настолько грубой, чтобы отвечать на последние.

Его способность перемещения также становится значительно большей; оно может без дискомфорта путешествовать на определённое расстояние от своего физического футляра и приносить обратно более или менее определённые впечатления, относящиеся к местам, которые оно могло посетить, и людям, которых оно встретило. В каждом случае это астральное тело, как всегда, весьма подвержено влиянию любой мысли или предложения, связанного с желанием, однако на некоторые желания, которые сильнее пробуждены, реакция может быть выше, чем на остальные.

IV. “Я” во сне

Хотя состояние, в котором находится астральное тело во время сна, сильно изменя-ется с ходом эволюции, обитающее в нём Я изменяется ещё больше. В то время как первое находится на стадии плавающего клуба тумана, последнее практически так же спит, как и тело, лежащее под ним; оно слепо к видам и глухо к голосам своего собст-венного возвышенного плана, и даже если, в некотором роде принадлежа ему, оно слу-чайно и достигнет его, то поскольку оно не имеет контроля над своим механизмом, оно не сможет отпечатать это в своём физическом мозгу, так, чтобы это можно было вспомнить по пробуждении. Если человек, находящийся в таком примитивном состоя-нии, что-то вообще и вспоминает из происходящего с ним во сне, это почти неизменно будет результатом чисто физических впечатлений, произведённых на мозг изнутри или извне — любой опыт который могло переживать его истинное Я, забывается.

Можно наблюдать спящих во всех стадиях — от этого состояния, в котором лишь абсолютное забвение, до полной и совершенной сознательности на астральном плане, хотя последнее, естественно, сравнительно редко. Даже человек, достаточно пробуж-дённый для того, чтобы нередко встречаться с важными опытами этой высшей жизни, может быть (как часто случается) неспособным в такой степени владеть своим мозгом, чтобы остановить его поток непоследовательных мысленных картин и вместо этого от-печатать на нём то, что он хотел бы вызвать в памяти; и таким образом когда его физи-ческое тело просыпается, он может иметь лишь смутные воспоминания или вовсе ни-каких воспоминаний о том, что в действительности с ним произошло. И это достойно сожаления, поскольку он мог встретить многое, имеющее огромный интерес и важ-ность для него.

Он не только может посетить отдалённые сцены превосходной красоты, но может встречаться и обмениваться идеями со своими друзьями, как живущими, так и отошед-шими, которые таким же образом пробуждены на астральном плане. Ему может весьма посчастливиться встретиться с теми, кто знает гораздо больше, чем он, и по¬лучить от них предупреждение или указание; ему может, с другой стороны, быть оказана приви-легия помочь и дать утешение тем, кто знает меньше, чем он сам. Он может войти в контакт с нечеловеческими существами различных видов — природными духами, ис-кусственными элементалами, или, хотя это случается довольно редко, дэвами; он будет объектом всех видов влияний, хороших или плохих, укрепляющих или ужасающих.

Его трансцендентальная мера времени

Но помнит ли он что-нибудь после физического пробуждения или нет, Я, которое в полной мере или хотя бы частично сознательно относительно своего окружения на аст-ральном плане, начинает вступать во владение наследием сил, высших, чем те, которы-ми оно владеет здесь, поскольку его создание, будучи освобождено от физического те-ла, обладает очень примечательными возможностями. Его мера времени и пространства настолько отличается от используемой нами в повседневной жизни, что с нашей точки кажется, что ни времени, ни пространства для него не существует.

Я не хочу обсуждать здесь вопрос, хотя он и очень интересен, можно ли сказать, что время в действительности существует, или же это всего лишь ограничение этого низ-шего сознания, и всё, что мы называем временем — прошлое, настоящее и будущее — есть лишь “одно вечное Сейчас”; я хочу только сказать, что когда Я освобождено от физических оков, в состоянии ли сна, транса или смерти, представляется, что оно при-меняет некое высшее измерение времени, не имеющее ничего общего с нашим обыч-ным, физиологическим. Сотни историй могут быть рассказаны в подтверждение этого факта; будет достаточно, если я приведу две — первую, очень старую (рассказанную, я думаю, Эддисоном в “Спектэйторе”),* и другую, дающую отчёт о событии, происшед-шем совсем недавно, и ещё ни разу не