отношению к остальному человечеству.
Более верный способ.
Разумеется, что много сведений о состояниях, наступающих после смерти, можно получить, сравнивая свидетельства различных призра¬ков и те, которые даются через медиума. Однако существует более точный и более удовлетворительный способ, по-зволяющий вникнуть во все детали жизни в другом мире по крайней мере в той степе-ни, в которой мы можем её понять, пока находимся ещё на физическом плане. Человек вполне может проникнуть в этот иной мир, когда его ещё называют живым, и исследо-вать эту область в свободное время, входить в контакт с его обитателями, а затем воз-вращаться к нашему теперешнему состоянию и описывать всё, что он видел. Сейчас я объясню, как это можно осущест¬вить.
Наше физическое тело, которое, как нам кажется, мы так хорошо знаем, не является единственной оболочкой нашей души, и его чувства – не единственные каналы, по ко-торым человек познает внешний мир. Как когда-то давно заметил святой Павел: “Есть тело природное, и есть тело духовное”, и хотя выражаясь так, он, может быть, хотел сказать о той части человеческого существа, которую мы, теософы, ставим значительно выше астрального плана, его слова, тем не менее, весьма удачно выража¬ют эту низшую ступень. Потому что действительно каждый человек, помимо физического тела, обла-дает ещё и тонким. Внимательный анализ показывает, что душа имеет много оболочек – одну в другой, или одну за другой, – и что каждая из них обладает своими чувствами, или особыми способами восприятия, приспособленными к своему плану существова-ния.
Теория планов природы знакома тем, кто изучал теософию, но тот, кто приступает к урокам Религии Мудрости впервые, должен предва¬рительно постараться усвоить, что существование нашей солнечной сис¬темы представляет собой серию совершенно раз-ных планов, или миров, которые проникают друг в друга. Каждый обладает собствен-ной материей, отличной по плотности от материи других планов. Совокупность физи-чес¬кого мира, который мы привыкли ощущать, есть только один из этих планов, при-чём низший из них. Известно, что человек содержит в себе разные типы материи, свой-ственные тому или иному плану, на которых проходила его эволюция; как привычная деятельность физических чувств позволяет ему получить впечатление о физической вселенной, так и деятельность более тонких чувств, после того как они пробудились, позволяет ему постигать миры тонкой материи, которые окружают его со всех сторон.
После смерти, когда истинное “Эго”, или душа, человека оконча¬тельно отделяется от его физического тела, он начинает приспосабли¬ваться к новым условиям и учиться пользоваться чувствами своей новой оболочки, которую мы назвали астральным телом. С их помощью он непос¬редственно познает этот астральный мир, который находится сразу же над физическим телом или внутри него, будучи самым близким к нему по плотности своей материи. Поэтому, чтобы видеть и разделять эту первую часть жизни после смерти, нам достаточно научиться пользоваться астральными чувствами в нашей земной жизни.
Способностью к объективному восприятию жизни на всех планах обладает, несо-мненно, каждый человек, и всё-таки большинству из нас понадобится длительная и медленная эволюция, прежде чем наше сознание сможет функционировать в этих выс-ших оболочках. Однако всё, что касается астрального тела, представляет собой не-сколько иной вопрос, поскольку у всех развитых представителей самых прогрес¬сивных рас сознание уже абсолютно способно не только отвечать на все вибрации, которое оно получает через посредство астральной мате¬рии, но также и полностью владеть своим астральным телом как средством выражения и инструментом.
Наше состояние во время сна.
Человек отделяется от своей физической опоры и пользуется астральным телом не только после смерти; это имеет место каждый раз, когда он засыпает, хотя связь между двумя телами не порывается и он может поэтому без труда возвратиться на физический план. По сути дела сон физического тела и является следствием отделения астрального, ибо, разумеется, спит не сам человек, а только его тело. Духовно продви¬нутые люди, о которых мы говорили, имеют настолько развитые астраль¬ные чувства, что если бы они обратили достаточно внимания на те вещи, которые окружают их во время сна, то они могли бы многое постиг¬нуть на этом плане. Однако в подавляющем большинстве слу-чаев они невнимательны и проводят значительную часть ночи в неясных размышлени-ях, глубоко поглощенные какой-нибудь мыслью, которая занимает их в момент засы-пания.