каскадом, а иногда медленно. Их продолжитель¬ность колеблется примерно так же. Никто не мог определить, отку¬да идёт шум, и с уверенностью сказать, доносится ли он из дома или извне.
Много раз обитатели дома прилагали все старания, чтобы определить источник шу-ма, в надежде найти ему удовлетворительное объяснение, но они не имели ни малейше-го успеха. И почти двадцать лет спустя мы знаем об этом не больше, чем в первый день. Продолжительность этого явления, тот факт, что слуги за это время часто меня-лись, и усилия, приложенные к тому, чтобы разрешить загадку, отметают всякую воз-можность обмана. Эти обстоятельства также прочно убедили обитателей дома в том, что эти явления нельзя объяснить никаким обычным образом.
Беспорядки в Сэмпфорде.
Преподобный Калеб К.Колтон в брошюре под названием “Рассказ о Сэмпфордском призраке” сообщает об одном непокойном доме, беспорядки в котором были ещё не-приятнее, чем в предыдущем случае.
Здесь тоже раздавался ужасный шум, однако на некоторых обитателей сыпались ещё и удары от невидимой руки, остав¬лявшие в некоторых случаях значительные уши-бы и опухоли. Эта явления имели место в доме села Сэмпфорд Певерелл около Тивар-тона в графстве Девон.
Продолжительные потусторонние явления.
В книге “Правдивые истории о привидениях” подробно рас¬сказывается о двух наи-более замечательных случаях, связанных с продолжительными потусторонними явле-ниями. Это истории об Уиллингтоне Уилле из Нортумберленда и о Бруке Хаусе; место действия туманно указывается как находящееся рядом с городом модного водного ку-рорта, на юго-восточном берегу. У них много общих черт: постоянные и необъяснимые шумы, движения различных предметов без всякой видимой причины, иногда – появле-ние фигур, стуки, производимые невидимыми существами и т.д. Они ничем не отлича-ются от других случаев, которые я приводил, не считая разнообразия явлений и того, что они происходят уже несколько десяти¬летий. В рассказе об Уиллингтоне силы, про-изводящие эти явления, по-видимому, слабеют, поскольку в последние годы беспоряд-ки стихают. В том и другом случае не находится предания, которое объяснило бы такие факты. Поэтому никто не может сказать, какие преступные деяния кроются за этими продолжительными потусторонними явлениями.
Полтергейст.
Весьма любопытный вариант таких фактов – что-то вроде пародии на настоящее по-тустороннее явление – мы находим среди явлений, которые немцы приписывают пол-тергейсту. Обычно речь идёт лишь о временном появлении злого умысла, хотя иногда оно может быть очень злым и для несчастной жертвы дело бывает весьма серьёзным. Иногда это бренчанье колокольчиков, чаще перемещение и повреждение всяких ма-леньких предметов. Такие действия всегда связаны с частицей материализации, по крайней мере на уровне эфирной материи, поскольку предметы, как правило, бросают-ся или перемещаются невидимой для нас рукой, которая, тем не менее, до некоторой степени материализуется – как будет объяснено в главах о спиритизме.
Поэтому в большинстве случаев эти явления могут иметь место только в присутст-вии лица с медиумическими способностями. Когда этот факт был замечен, таких людей стали несправедливо обвинять в трюкачестве, поскольку обычный невежда совершенно неспособен понять, каким образом явления, возникающие только в присутствии кон-кретного человека, могут производиться независимо от его жела¬ния. Тем не менее пружины действия могут быть очень разными. Несомненно, что в некоторых случаях действует злоба и явление носит характер преследования. В других случаях, как пред-ставляет¬ся, кто-то желает пошутить. И в нашей жизни встречаются люди с таким уров-нем развития; они находят забаву в том, чтобы напугать другого или сделать ему боль-но. По-видимому, они испытывают какое-то таинственное удовольствие, натягивая ко-му-нибудь на глаза шляпу, выливая за ворот холодную воду или портя какой-нибудь предмет, который, как они думают, этому человеку особенно дорог. Какой бы непонят-ной такая склонность ни казалась разумному чело¬веку, нет ни малейшего сомнения, что она существует, и мы должны помнить, что дурак, который находит это забавным во время жизни, не становится умнее после смерти. Если только он имеет несчастье от-крыть, как осуществить очень лёгкую материализацию, он получает несравненную возможность выполнять трюки, доставляющие ему весе¬лье. Их-то и называют обычно явлениями полтергейста.
Но иногда один из таких абсурдных сеансов случается наблюдать какому-нибудь шутливому природному духу низшего уровня, склонному обезьянничать; тогда