один совет. Многие при-видения появляются в любое время. Люди становятся не столь категоричны в своём ма-териализме, а следова¬тельно, со временем – более впечатлительными. Поэтому вполне возможно, что однажды некоторым из моих читателей удастся увидеть призрак. Я умышленно говорю “удастся” прежде всего потому, что считаю такие переживания очень ценными, поскольку они дают уве¬ренность в том, что другая жизнь существует, и позволяют ясно представить, какова она; во-вторых, потому что случай оказать по-мощь вообще есть удача и привидения, как правило, в чём-то нуж¬даются.
Я хочу здесь обратить внимание на то, как должны вести себя те, кому эта счастли-вая возможность будет предоставлена. Мне кажется, что у призраков есть все основа-ния жаловаться на отношение к ним большинства людей. Как правило, им стоит боль-шого усилия сделаться заметными и появляются они лишь по крайне важным причи-нам. В обычных обстоятельствах они могут оставаться материа¬лизованными только несколько мгновений. Поэтому призрак старается использовать эти несколько мгнове-ний. Если бы он встречал разумное отношение, его сообщение или пожелание, возмож-но, заняло в половину меньше времени. Но большинство людей растрачи¬вают эти цен-ные мгновения, крича, падая в обморок или спасаясь бегством. Поставьте себя на место умершего, чтобы осознать, что значит для него такое трусливое и эгоистическое пове-дение.
Если бы на физическом плане к нам пришёл человек, оказав¬шийся в действительно тяжёлом положении, и попросил у нас помо¬щи, мы так или иначе его бы выслушали. Почему же не отнестись с такой же вежливостью к умершему? Ведь мы не испытывали страха перед этим человеком, когда у него было физическое тело, с помо¬щью которого, казалось бы, он мог причинить нам какой-то вред. Почему же теперь мы его боимся, имея перед ним преимущество (если это преимущество) в одну оболочку? Как раньше, так и теперь это – человек, один из наших собратьев, и он не может причинить нам ни-какого вреда. Как же тогда оправдать это общепринятое отношение?
Отношение с точки зрения психического исследования.
Впрочем, не следует впадать и в другую крайность – чрез¬мерный скептицизм, рас-сматривая своего гостя как галлюцинацию или внешнюю проекцию субъективно вос-принимаемой символической идеи, пользуясь терминами Общества психических ис-следовании. Все изучаю¬щие оккультизм должны быть благодарны этому обществу за его гро¬мадную работу по классификации такого большого количества приме¬ров за время исследований в этой весьма непопулярной области нау¬ки. Я думаю, что мы обя-заны ему и тем, что оно сделало изучение этих вещей почти почтенным делом в глазах общества; так что вместо того, чтобы презрительно смеяться над нами, люди, следую-щие моде, теперь склонны допускать, что во всём этом что-то действительно может быть.
Однако трудно удержаться от улыбки, которую вызывает позиция этого общества, допускающего эти факты с постоянным трепе¬том, но всегда проходящего мимо лёгкого и очевидного объяснения наблюдаемых явлений и находящего спасение в общих ту-манных заявле¬ниях и в сложных, но маловероятных теориях. Осторожность – это пре-красное и необходимое качество всякого исследователя психичес¬ких явлений. Однако,