нас. Она приходила и уходила, насколько я могла судить, совер-шенно независимо от моей воли; однако я обнаружила, что когда она находилась с на-ми, её краткое материальное существование зависело от меня. Казалось, что я теряла не свою индивидуальность, а силу и способность действовать. Я также теряла большую часть своей физической материи, хотя в это время я ещё не подозревала этого. Я чувст-вовала, что во мне происходят какие-то перемены, однако всякое усилие с моей сторо-ны думать логично действовало на Иоланду каким-то таинственным образом и ослаб-ляло её силы” (“В стране теней”). В глубине сознания у медиума всегда остаётся ощу-щение своей индивидуальности, однако всякая попытка утвердить её или думать по-следовательно немедленно ослабляет активность материали¬зовавшегося духа или же заставляет его возвратиться в кабинет. И это естественно, потому что логическое мыш-ление предполагает химическую реакцию, окисление фосфора мозга; и только в со-стоянии совершенной пассивности физического тела такое количество материи может уходить из него без опасности для жизни. Фактически эта опасность существует всегда. И в случае шока или внезапного пот¬рясения угроза смерти может стать реальностью. Вот почему движе¬ние невежественного и хвастливого скептика, хватающего “материа-ли¬зованного духа”, есть поступок столь же преступный, сколько глупый, и тот, чья ко-лоссальная тупость позволяет совершить такое варвар¬ство, серьёзно рискует сыграть роль обвиняемого в деле по убийству. Людям с таким уровнем интеллекта не должно быть позволено участво¬вать в таких тонких опытах. Зло, которое может принести такой опасный дурак, доказывается следующим отрывком из воспоминаний мадам д’Эсперанс:
Горький опыт.
“Я не знала, сколько времени продолжался сеанс; я знала, что Иоланда взяла на пле-чо свой кувшин и вышла из кабинета. Позд¬нее я поняла, что произошло. Я испытала мучительное, ужасное ощущение, будто меня согнули и раздавили; я воображаю, что так чувствовала бы себя резиновая кукла, резко сжатая рукой своего маленького обла-дателя. Затем меня охватил ужас; агония боли прони¬зала меня; мне казалось, что жизнь уходит из меня и что я падаю в ужасную пропасть, не зная, не видя и не слыша ничего, кроме эха пронзительного крика откуда-то издали. Я почувствовала, что падаю, но не знаю куда. Я попыталась удержаться, схватиться за что-нибудь, но безуспешно. Затем наступило беспамятство, и я пришла в себя, только чтобы содрогнуться от ужаса, чув-ствуя себя смертельно раненной. Мои чувства, казалось, рассеялись во все стороны, и лишь мало-помалу я овладела ими настолько, чтобы понять, что произо¬шло. Иоланду схватили, и тот, кто её схватил, заявил, что это была я. “Вот что мне рассказали. Этот рассказ был настолько необычен, что, если бы я была в тот момент способна думать или даже двигать¬ся, я бы посмеялась над ним. У меня было ощущение, что во мне ос-талось очень мало жизни, но и это дуновение жизни было пыткой. Лёгочное кровоиз-лияние, от которого я вылечилась на юге, нача¬лось опять; я почти задыхалась от крови. Следствием этого сеанса была длительная и серьёзная болезнь, которая на несколько недель отсрочила наш отъезд из Англии, поскольку я была совершенно нетранспорта-бельна”.
Поэтому не удивительно, что “руководители” принимают все возможные предосто-рожности, чтобы защитить своих медиумов от подобных жестокостей. Сами они могут страдать в своей временной оболочке, которую они заимствовали, доверяя порядочно-сти и доб¬рым чувствам тех, кто находится на физическом плане. Р.Д.Суэн в книге “Спорная область между двумя мирами” говорит об этой проблеме так:
“Двое моих друзей, люди очень умные, – доктор А.Д.Уилсон и профессор Д.Мейс, оба из Нью-Йорка, однажды схватили то, что, казалось, было светящейся рукой. В обо-их случаях результат был одинаковый. То, что они схватили, стало расплываться и полностью исчезло, пока они продолжали держать эту руку. Из полученных мной со-общений следует, что “дух”, проявляющийся таким образом, страдает от такого обра-щения и будет появляться в телесной форме только перед тем, в ком он не уверен, что тот воздержится от всякого вмешательства, если только на это не будет дано специаль¬ного разрешения. В моих опытах я всегда действовал соответствен¬но, и свой успех я отчасти приписываю такой сдержанности с моей стороны.
Я не знаю, страдает ли “дух” в подобном случае, хотя он, разумеется, страдает, ко-гда материализованную фигуру ударяют или ранят. Вот почему существует мнение, что непрерывные взмахи саб¬ли вокруг преследуемого