было логическим или истинным. Казалось, оно было способно причинять неприятности. Однажды, когда я разоб¬лачил ложность одного сообщения, стол прыг-нул прямо на меня и, конечно, сильно меня ударил бы, если бы я не схватил его на лету. И даже после, когда я держал его в воздухе, он яростно дёргался, пытаясь меня дос-тичь. Моим друзьям пришлось силой оттащить его от меня, как какое-то свирепое жи-вотное. Но после нескольких таких вспышек его сила и гнев, по-видимому, утихли, и оно стало безобидным.
Профессиональные медиумы.
Вдохновлённый этими опытами, я стал продолжать свои исследования. Скоро я от-крыл, что этой теме посвящены книга и периоди¬ческие издания и что я мог продви-нуться в своих исследованиях гораздо дальше, если бы вошёл в контакт с настоящими медиумами. Я присутствовал на многих публичных сеансах и видел много инте¬ресного, однако скоро я обнаружил, что наиболее любопытные и удов¬летворительные результа-ты можно получить только на закрытых собра¬ниях при небольшом количестве людей и в обстановке гармонии. Поэ¬тому я устраивал частные сеансы, нередко приглашая к се-бе медиумов. Дома я мог быть абсолютно уверен, что явления не вызывались каки¬ми-то механическими устройствами. Итак, я вскоре приобрёл весьма значительный опыт и мог с полнейшей уверенностью сказать, что по крайней мере некоторые из этих явле-ний были следствием деятельнос¬ти тех, кого мы называем умершими. Я встречался с медиумами всякого рода, хорошими и дурными. Среди них были люди серьёзные и эн-тузиасты, горячо желавшие помочь исследователю разобраться в таких явлениях. Одни были до невероятного невежественны и необразованны, хотя довольно честные; другие производили впечатление слащавости и не заслуживали большого доверия. Тем не ме-нее, приобретя небольшой опыт, я научился быстро определять, кому можно доверять, и я соответственно ограничил свои исследования. Я продол¬жал вести их много лет и за это время видел много странного, что несомненно показалось бы невероятным тому, кто не знаком с этой областью, если бы я попытался описать увиденное. Может быть, по хо¬ду текста я дам некоторые примеры, которые могут служить подходя¬щей иллюст-рацией для нашей классификации. Но для того, чтобы привести их все, потребовалось бы написать гораздо более объёмистый труд, чем этот. Перейдём теперь к нашей клас-сификации.
ГЛАВА 26. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕЛА МЕДИУМА
Очевидно, что для умершего, желающего войти в контакт с физическим планом, са-мое удобное – это использовать физическое тело, если он может найти такое. Этот ме-тод не требует изучения новых и сложных процессов, как в случае материализации. Умерший просто входит в тело, которое ему предоставляется, и пользуется им точно так же, как пользовался своим. Одна из характерных осо¬бенностей медиума – это спо-собность его начал отделяться друг от друга. Поэтому он может уступить своё тело, чтобы им пользо¬валось другое лицо, нуждающееся в нём, и обычно он соглашается на это добровольно. Он может отдавать своё тело либо частично, либо полностью; иначе говоря, медиум может оставаться в сознании как обычно и тем не менее позволить дру-гому пользоваться своей рукой для автоматического письма. Иногда таким же образом используются его голосовые связки, в то время как его тело остаётся в его власти и он прекрасно понимает, что говорит¬ся. С другой стороны, он может оставить своё тело, точно так же, как он это делает во время сна, позволив умершему войти в поки¬нутое жилище и наиболее полно им воспользоваться. В последнем случае медиум совершен-но не сознаёт того, что говорится или делается; и если он даже наблюдает за про¬исходящим посредством астральных чувств, как правило, он не сох¬раняет об этом ни-какого воспоминания, когда вновь овладевает своим физическим мозгом.
Речь в состоянии транса.
Одна из популярных разновидностей спиритизма почти всегда имеет дело с этой фа-зой медиумических способностей. Для многих спири¬тизм – это просто религия, и они собираются в воскресенье вече¬ром послушать речь в состоянии транса точно так, как люди, при¬надлежащие к другим сектам, приходят в церковь слушать проповедь. И та-кая заурядная речь в трансе ничем не отличается от заурядной проповеди, в смысле своего интеллектуального значения. Её тон обыч¬но более неопределённый, но и более доброжелательный. Однако увещевания духов, как правило, следуют тому же направ-лению, что и при обычной проповеди. Вообще можно сказать, что ни там, ни здесь вы не услышите ничего нового, те и другие продолжают давать нам советы, которые мы привыкли