облада¬ет в данной физической жизни, и когда чело-век воплощается в но¬вой серии оболочек, все его достижения будут потеряны. Напро-тив, с помощью методов второй группы сама душа учится быть госпожой своих оболо-чек, и, естественно, она может применять способности и полученный таким образом опыт в новых оболочках своего будущего существования. Я начну с того, что перечис-лю некоторые из нерекомендуемых методов, используемых в разных странах для дос-тижения ясновидения.
Нерекомендуемые методы.
В неарийских племенах Индии часто пользуются наркотиками – бхангом, гашишем и им подобными. Эти дурманящие средства действуют на физическое тело, несколько напоминая по своему эффекту анестезию, и человек освобождается от своего физиче-ского тела как во время сна, но при этом его гораздо труднее разбудить. Прежде чем принять наркотик, человек глубоко сосредоточивается на усилии, необходимом для то-го, чтобы привести в действие свои астральные чувства, так что сразу после освобож-дения он пытается использовать свои способности и, по мере тренировки, в определён-ной степени этого добивается. Пробуждаясь в физичес¬ком теле, он более или менее помнит свои видения и пытается их интерпретировать, что часто даёт ему репутацию ясновидящего и предсказателя. Иногда, в то время как человек находится в трансе, че-рез него может говорить умерший, так же как через любого медиума.
Другие приводят себя в то же состояние, вдыхая дурманя¬щие пары, обычно полу-ченные при сжигании определённой смеси наркотиков. Вероятно, что ясновидящие предсказатели прошлого часто принадлежало к этому типу. Рассказывают, что одни из самых знаменитых пророчеств древности были получены так: жрица садилась на тре-ножник прямо над расщелиной скалы, откуда поднимался пар. Вдыхая некоторое время этот пар, она приходила в экстаз, и тогда кто-то говорил через неё знакомым для при-сутствующих голосом. Нетрудно видеть, насколько эти два метода нежелательны с точки зрения подлинного развития.
Большинство из нас несомненно слышали о вертящихся дервишах, у которых один из религиозных обрядов состоит в стран¬ном экстатическом танце; во время него они безумно кружатся до тех пор, пока не теряют чувств от головокружения и не падают. В этом экстазе религиозного рвения у них часто бывают самые необыкновен¬ные видения, и они способны до некоторой степени познать и вспом¬нить условия низшего астраль-ного мира. Некоторые обряды я наблю¬дал сам, так же как и обряды сектантов, испове-дующих культы Обеа и Вуду у негров. Но последние обычно связаны с отврати¬тельными магическими церемониями – неприличными, ужасными, кото¬рыми никто из нас не подумал бы воспользоваться ни под каким предлогом, какие бы результаты они ни обещали. И всё же нет сом¬нения, что некоторые из них в благоприятных обстоя-тельствах при¬носят определённые результаты, хотя не такие, которые кто-либо из нас желал получить. Действительно, ни один из указанных методов нельзя рекомендовать нам, хотя я слышал, что некоторые евро¬пейцы экспериментировали с восточным нар-котиками.
На Востоке распространены и другие нежелательные методы – методы самогипноза, которых тщательно должны избегать люди, желающие развиваться, сохраняя чистоту и безопасность. Например, человеку предлагается фиксировать взгляд на какой-то бле-стящей точке до тех пор, пока не будут парализованы определённые мозговые центры, что приводит его в состояние абсолютной пассивности, при котором становится воз-можным действие низших астральных чувств. Естественно, что в этих условиях нет ни-какой возможности выбирать предмет наблюдения; приходит¬ся подчиняться тому, что с вами происходит, будь то хорошее или дурное, и в целом плохое гораздо более веро-ятно. Иногда подобного результата добиваются посредством многократного повторе-ния определённых формул, что усыпляет разум почти так же, как созерцание металли-ческого диска.
Метод лорда Теннисона.
Может быть, вы помните, что поэт Теннисон рассказывал, что он мог, быстро и мно-го раз повторяя своё имя, переходить в новое состо¬яние сознания. Факт изложен в письме поэта, датированном так: Фаринг-форд, Фреш Устер, остров Уайт, 17 мая 1874 г. Оно было адресовано лицу, которое поделилось с ним своими странными впечатле-ниями в момент окончаний действия анестезического средства. Теннисон пишет:
“У меня никогда не было откровений под влиянием анестезии, но я часто испытывал нечто вроде “экстаза наяву” (за неимением более удачного выражения) со времён ран-ней юности, когда я был один. Это часто происходило со мной, когда я повторял