выражали его в вашей прошлой жизни и так далее. Такая медитация о высоком моральном качестве – хорошее упражнение во всех отношениях, потому что оно не только тренирует разум, но и постоянно поддерживает рядом с вами хорошую мысль. Но обычно бывает необходимо, чтобы ей предшествовала медитация на конкретные темы. И когда такие упражнения станут для вас лёгкими, вы можете ус-пешно перейти к более абстрактным идеям.
Если это вошло у вас в привычку, которую вы не нарушите ни под каким предлогом, если вы сможете выполнять это упраж¬нение, не испытывая затруднения или напряже-ния, так что ни одна блуждающая мысль не проникнет в ваш разум, тогда вы сможете приступить к третьей стадии упражнения – созерцанию. Но помните, что вы не будете иметь в ней успеха, пока не станете господином блуждающего разума.
Долгое время, пытаясь медитировать, вы будете обнаруживать, что ваши мысли по-стоянно ускользают от вас, а вы этого не замечаете до тех пор, пока они не уплывут да-леко от вас. Это не должно вас обескура¬живать, потому что такое случается со всеми. Нужно просто призывать блуждающий разум к долгу, сотню, тысячу раз, если необхо-димо, поскольку единственное средство одержать успех – это отказаться допустить возможность неудачи. Но когда вы наконец преуспеете и ваш разум будет окончатель-но подчинён, тогда вы придёте к тому, по сравнению с чем всё остальное было лишь необходимой подготовкой, какой бы полезной сама по себе она ни была.
Созерцание.
Вместо того, чтобы рассматривать какое-то качество, возьмите теперь высочайший идеал, какой вам только известен. Не важно, что это и как вы его назовёте. Теософ, ве-роятно, возьмёт одного из Великих Существ, о которых мы уже говорили, – члена ве-ликого Братства Адептов, которых мы называем Учителями, тем более если вы имели честь быть в прямом контакте с одним из них. Католики могут выбрать Пресвятую Де-ву или какого-нибудь святого. Обычный христианин, вероятно, возьмёт Христа. Индус, может быть, выберет Кришну, а буддист, по всей вероятности, самого Будду. Имена не имеют значения, посколь¬ку речь идёт об одной и той же реальности. Но необходимо, чтобы выбранное существо было самым высоким, вызывающим в вас глубочайшие чувства любви и поклонения, на которые вы только способны. Вместо того, чтобы при-ступить к медитации, сразу же создайте самый яркий ментальный образ этого идеала, какой только можете; затем со всей интенсивностью направьте к этому высшему суще-ству свои чувства; постарайтесь со всей силой вашей природы подняться к нему, стать единым с ним, войти в него и слиться с этой ослепительной красотой. Если вы хотите этого, если вы неизменно поднимаете своё сознание таким образом, придёт момент, ко-гда вы вдруг обнаружите, что соеди¬нились с этим идеалом, как никогда раньше, или же вы “осознаете” и поймёте его, как никогда раньше, потому что новый чудесный свет засверкает теперь над вами, и весь мир изменится в этом свете. Впервые вы узнаете, что значит жить, и вся предыдущая жизнь в сравне¬нии покажется вам лишь тьмой и смертью.
Потом всё это исчезнет, и вы возвратитесь к свету обычного дня; и конечно, он по-кажется вам теперь темнотой. Но продолжайте заниматься созерцанием, и скоро этот чудесный момент возвратиться вновь. С каждым разом он будет длиться всё дольше, пока однажды эта высшая жизнь не станет вашей, не мимолётным лучом, не отблеском рая, а ярким и постоянным светом, чудом, всегда новым и с каждым днём вашего суще-ствования более прекрасным. Тогда днём и ночью ваше сознание будет поистине не-прерывным, и вы узнаете красоту полной жизни и счастье альтруизма. И всё же это со-стояние, которое, казалось бы, не поддаётся никакому описанию и которое нельзя пре-взойти, является лишь первой порцией наследства, которое вы должны получить, вы и каждый человек! Посмотрите вокруг себя этим новым и высшим зрением, и вы увидите и поймёте многие вещи, которые до сих пор не вызывали у вас ни малейшего сомнения; по крайней мере, если вы заранее не ознакомились с исследованиями тех, кто прошёл по этому пути впереди вас.
Упорствуйте в ваших усилиях, и вы поднимитесь ещё выше, вы увидите, как однаж-ды вашим изумлённым глазам откроется жизнь, настолько по своему великолепию пре-восходящая астральную жизнь, насколько последняя превосходит физическую. Опять же у вас будет чувство, что подлинная жизнь до сих пор вам была неизвестна; потому что вы будете приближаться к Единой Жизни, которая одна является совершенной ис-тиной и совершенной красотой.
Это развитие, на которое должны уйти годы, скажете вы. Да,