этого исследова-ния, самого великого из всех. И всё же мы говорим вам с абсолютной уверенностью: примите участие в наших исследованиях, и вы тоже познаете мир и уверенно¬сть, кото-рые стали нашими. Через изучение теософии ваша жизнь станет более счастливой для вас и более полной для ваших братьев.
ПРИЛОЖЕНИЕ. СМЕРТЬ ДЕТЕЙ
Проблема смерти маленьких детей беспокоила многие умы. Впечатление потери приводило в отчаяние многие сердца, и многие голоса вопрошали: “Какая польза может быть в этой прерванной жизни, которая едва началась?” Ортодоксальная теория на-стойчиво пыталась утешить людей, потерявших дорогих существ, объясняя, что ма-ленький крещёный ребёнок, который умер, собственно, не совершив греха, переходит прямо в состояние вечного блаженства. Итак, этот ребёнок будет иметь значительное преимущество по срав¬нению с теми, кто, находясь в этой жизни дольше, почти навер-няка находится в опасности потерять доступ к такой бессмертной жизни, если не теряет его бесповоротно. Такие объяснения не могут быть удовлетворительными, стоит лишь над ними задуматься. Теософы сначала также не видели никакого ясного объяснения тому факту, что значительное число детей умирают в очень раннем возрасте. Мы при-крывались банальными фразами о расточительности природы. Мы указывали на то, что дуб даёт тысячи желудей, из которых толь¬ко два-три, может быть, станут, в свою оче-редь, дубами. Тем не менее мы сознавали, что наше сравнение не годится, что два слу-чая в реальности лишь параллельны. Мы признавали, что потеря ребёнка, конечно, со-ставляет часть кармы родителей и что связанное с ней страдание является необходи-мым следствием некоторых поступков родителей в прошлом. Но всё это, несомненно, верно само по себе. Нас всегда ставила в тупик связь этого события с “Эго”, обитавшем в теле ребёнка, и мы чувствовали, что некоторые стороны проблемы ускользали от объ-яснения.
Как к нам пришёл свет.
Вероятно, лучшим объяснением истины, которое нам извест¬но, было бы рассказать, каким образом озарение пришло к тем, кто изучал этот вопрос. То, что мы можем счи-тать первым лучом света, появилось в связи со смертью в расцвете лет одного молодого человека. Во время наших исследований нам показалось желательным рассмотреть долгую серию последовательных инкарнаций одного и того же “Эго”, чтобы посредст-вом терпеливого анализа познать великий закон причины и следствия и попытаться по-стичь правила, опреде¬ляющие время и место рождения “Эго”. С этой целью были най-дены, классифицированы и тщательно изучены многочисленные параллельные линии, или серии жизней. И во время этих исследований многие очень интересные и важней-шие факты стали ясными.
Проблема реинкарнации.
Случай, о котором я хочу сообщить в данный момент, касается двух братьев, кото-рые жили вместе в древней Греции. Оба с большим рвением изучали философскую систему Пифагора. Помимо этого взаимного интереса их объединяла необычная по си-ле привя¬занность. Для старшего эта философия была, так сказать, един¬ственным стоя-щим делом в жизни. Почти всё своё время он посвящал этому учению и работе, связан-ной с тайнами, в которые он был посвящён. Младший также считал эту философию центральным вопро¬сом жизни, однако, сверх того, он развивался в другом направле-нии, поскольку обладал большим художественным талантом, и был одним из выдаю-щихся скульпторов своего времени. Естественно, искусство, в котором он был большой мастер, требовало более половины его времени, оставляя ему несколько часов досуга для занятий в вели¬кой школе Клейпеи. Братья жили очень дружно и счастливо. Оба достигли преклонного возраста. Они были так тесно связаны друг с другом и оказывали друг на друга столь силь¬ное влияние, что им, как казалось, обязательно нужно было вместе родиться заново. Но возникло затруднение: продолжительность их пребывания в раю не была одинаковой. Младший был готов к реинкарнации в начале ХVI века на-шей эры, в то время как другому предстояло ещё триста лет небесной жизни.
Можно предположить, если мы можем сказать так, не буду¬чи непочтительными, что в данном случае перед Господами кармы встала проблема, хотя вроде и простая. На ос-новании наших наблюдений мы можем сказать, что жизнь человека в раю – это просто время для реализации запаса энергии, которую он накопил; поэтому для него было бы невозможно сократить или продолжить этот период или же возможно только в очень ограниченных пределах. Нам говори¬ли, что незначительно сократить этот период воз-можно посредством особого усиления блаженства этой высшей жизни.