уровням плана, что воспитывает в нём привычку оставаться в тесном контакте с земной жизнью.
Место и задача спиритизма.
Несмотря на всё сказанное, спиритизм, несомненно, играет важную роль в жизни общества: он оказал бесчисленные услуги тыся¬чам мужчин и женщин. И католическая церковь, и Армия Спасения принадлежат к христианству. Однако они по-разному дей-ствуют на судьбы людей. Те, кого влечёт к одной организации, по всей вероятности, не окажутся в другой. Поэтому каждая имеет своё место и свою задачу в общей идее хри-стианства. Мне кажется, что теософия и спиритизм также имеют каждый своих адеп-тов. Те, кто склонен к изучению философии, которую мы им предоставляем, никогда не удов¬летворяются речами в трансе и постоянно повторяющимися явлениями; те, кто хо-чет быть свидетелем этих явлений, жаждет того, что старый добрый д-р Ли называл “благоговейным разглагольствованием”, никог¬да не будут счастливы с нами, находя нужное им в спиритизме.
Среди спиритов, так же как и во всех общественных группиров¬ках, есть несколько типов. Некоторые интересуются главным образом речами в состоянии транса, делая из них свою религию и проводя все воскресные вечера в слушании проповеди, за которой следует чте¬ние мысли присутствующих, точно так же как люди, настроенные иначе, ходят в церковь или на теософические собрания. Затем есть такие, которые имеют лишь личный интерес. Они думают только об одном: удовлетворить своё личное желание, увидев своих умерших родствен¬ников или друзей. Существует и другой тип участни-ков, которые честно, без всяких эгоистических целей берутся помочь невежественным или деградировавшим умершим и просветить их. Нет сомнения, что они делают много добра для этих малосимпатичных людей. У других есть горячее желание узнать и по-нять высшую жизнь с научной точки зрения. И последние, вначале восторженные и чрезвычайно заинте¬ресованные, обычно обнаруживают, что, дойдя до определённой стадии, они не могут более продвигаться вперёд. Возможно, что здесь только теософия и может им помочь.
Люди постоянно спрашивают: “Почему эти умершие, возвращаю¬щиеся к нам со знанием о высшем плане, не преподают нам учение об инкарнации?”. Ответ совсем прост: прежде всего, некоторые из них преподают это учение. Все спириты француз-ской школы Алана Кардека являются последователями учения о реинкарнации при жизни. Поэтому они рассказывают о том же, возвращаясь после смерти. Духи в Англии и Америке, как правило, не говорят ничего, поскольку у них нет никаких возможностей узнать об этом больше, чем когда они были на земле. Как мы уже объясняли в преды-дущей главе, это душа, которая в своём астральном теле переходит из одной жизни в другую. Она знает не более об этом существовании на астральном плане, чем она знала на физическом. Поэтому ей остаётся только повторять то, что она знала на земле, по крайней мере если ей не посчастливится встретить кого-нибудь, кто сможет приот-крыть ей эту великую истину, – человека с Востока или теософа.
И тем не менее спиритизм даёт иногда доказательства реин-карнации. Естественно, что, как правило, это быстрые перевопло¬щения, многочисленные примеры которых приводил Г.Деллани в своей речи, произнесённой в спиритическом обществе несколько лет назад. Вот, в качестве примера, очень любопытный случай, взятый со страниц жур-нала “Прогрессивный мыслитель” за 13 декабря 1902г.
Это письмо издателю, подписанное инициалами С.О. из Новой Мексики.
История о перевоплощении.
“Я рассказываю о своём личном переживании как о положительном факте, не пыта-ясь приложить к нему какую-нибудь теорию. В то время, когда происходили эти собы-тия (28 лет назад), я абсолютно ничего не знала о медиумических способностях и, воз-можно, никогда не слышала слова “реинкарнация”. Тогда мне было шестнадцать лет, и я была уже год замужем.
Едва у меня возникли подозрения, что я собираюсь стать матерью, как я стала смут-но осознавать почти постоянное присутст¬вие кого-то невидимого. Казалось, я интуи-тивно поняла, что моим невидимым спутником была женщина, ненамного меня старше. Посте¬пенно её присутствие стало ощущаться сильнее. Спустя три месяца после того дня, когда она впервые дала мне почувствовать своё существование, я могла получать от неё долгие послания, продиктованные внутренним голосом. Она чрезвычайно забо-тилась о моём здоровье и о моём благополучии вообще, и со временем я могла слышать её голос, я имела удовольствие часами говорить с ней. Она сообщила мне своё имя, на-циональность и многие подробности своей истории. Казалось, она горячо желала,