совершенная справедливость, и ничто не происходит напрасно, даже если нам в нашем мире низшего порядка кажется, что цель не достигнута и усилия затрачены тщетно. Поэт Броунинг выразил эту мысль гораздо лучше меня в “Эбт Фошер”: “Добро никогда не будет потеряно! Всё, что было, будет продолжать жить; зло есть ничто, оно не существует; оно лишь молчание, кото-рое заключает в себе звук; то, что было добром, останется добром, а то, что кажется злом, будет ещё большим добром. На земле разорванные души, на не¬бе совершенный круг.
Всякое добро, которого мы желали, на которое надеялись и о котором мечтали, бу-дет существовать не как иллюзия, а в реаль¬ности: вся красота, всё добро, вся сила про-буждается для того, кто дал им гармонию. Высоты, которые были недоступны, герои-ческие поступки, которые были слишком трудны на земле, страсть, устрем¬ляющаяся с земли, чтобы потеряться в небесах, – это музыка, которую посылают к Богу возлюб-ленный и певец. Достаточно, чтобы Он услышал её один раз; когда-нибудь и мы услы-шим её”.
Вот точное изложение теософической теории рая, хотя автор этих стихов никак не был связан с Обществом и написал их раньше, чем оно было основано.
Окна души.
Ключ ко всей этой концепции – это понимание того, как человек создаёт свой собст-венный рай. Здесь, на плане Божественного Духа, существует, как мы уже сказали, вся красота и всё великоле¬пие, но человек может видеть их только через окна своей души, которое он сотворил сам. Каждая его мыслеформа образует одно из этих окон, и через них внешние силы могут оказывать на него своё воздействие. Если во время земной жизни он занят в основном физи¬ческими вещами, в нём открылись лишь несколько окон, через которые высшая красота может коснуться его. И всё же каждого человека, хотя бы однажды, коснулось чувство, лишённое всякого эгоизма. Теперь это будет для него окно. Каждый человек, за исключением дикаря на самой низкой ступени варварст-ва, конечно что-то узнает об этой прекрас¬ной жизни блаженства. Вместо того, чтобы говорить (как это делает ортодоксальное учение), что одни отправятся в рай, а другие – в ад, гораздо правильнее было бы сказать, что большинство людей будут иметь свою долю и в том, и в другом состоянии (если уж называть низшую астральную жизнь ужасным словом ад), только в различных пропорциях.
Следует отдавать себе отчёт в том, что душа заурядного человека находится лишь на низшей ступени развития. Она научилась с относительной легкостью пользоваться сво-ей физической оболочкой, она может также добровольно и свободно действовать в сво-ём астраль¬ном теле, хотя она редко может передать физическому мозгу воспоми¬нание о поступках, совершенных в этом теле. Но её ментальное тело, в строгом смысле слова, ещё не является оболочкой, поскольку она не может использовать его, как низшие тела, – не может посредством его ни перемещаться, ни пользоваться его органами чувств.
Человек на ментальном плане.
Поэтому нам не следует воображать человека на этом плане как очень активного, имеющего возможность свободно перемещаться по своему желанию, как он это делал на уровнях астрального плана. Здесь он находится главным образом в рецептивном со-стоянии и вхо¬дит в контакт с внешним миром только посредством окон своей души. Поэтому его отношения с этим миром исключительно ограничены. Чело¬век, способный проявить на этом плане всю свою активность, уже находится немного выше обычного уровня, поскольку ему уже необходимо быть “духом во всём блеске”, существом мо-гущественным и высокоразвитым. Тот, кто находится на этом уровне в полном созна¬нии, может пользоваться ментальным телом так же свободно, как обычный человек пользуется физическим. Благодаря этому он видит, как перед ним открываются просто-ры высшего знания.
Но в данный момент мы думаем о человеке, который ещё не по¬лучил такого разви-тия, о человеке, у которого есть только окна и он видит лишь через них. Чтобы понять, каков его рай, следует рассмот¬реть два момента: во-первых, его отношения с самим планом и, во-вторых, его отношения со своими друзьями.
Проблема отношений со всем, что его окружает на этом плане, сама имеет два ас-пекта, потому что, с одной стороны, следует рассмат¬ривать материю плана, т.к. она формируется его мыслью, а с другой – силы плана, которые пробуждаются в ответ на его устремления. Изучая астральный план, мы видели, как человек окружает себя мыс-леформами. На этом плане мы находимся в самом царстве мысли; поэтому её фор¬мы имеют первейшее значение для обоих этих соображений. Здесь есть живые силы, кото-рые