них, приведенный братьями к Кириллу, оказался очень ценным членом их молодой семьи, тогда как здесь на земле, он же оказался прекрасным и верным маленьким другом.
Лица, для которых все эти идеи новы, затрудняются понять, каким образом могут дети помогать на астральном плане. Они возражают, что так как астральное тело ребёнка неразвито, вследствие этой детской неразвитости и должно быть ограничено, одинаково как на плане физическом, так и на плане астральном, и следовательно оно не может принимать участия в человеческой эволюции, а в этом участии и состоит главная задача 'невидимых помощников'.
В первый же раз, когда я получил подобный вопрос — вскоре после обнародования в 'Теософическом Обозрении' одного из подобных случаев, я отослал его Кириллу, желая знать, что он сам об этом думает. Его ответ был следующий:
'Хотя и верно, как говорит автор вопроса, что я ещё очень мало знаю и буду оказывать гораздо больше услуг, когда приобрету больше знаний, но и теперь я имею уже возможность работать по мере сил, потому что есть столько людей, которые совсем ещё не знают учений теософии, хотя во всем остальном они гораздо более сведущи, чем я. Понимаете, когда вы собираетесь пойти в какое-либо определенное место, мальчик, знающий туда дорогу, будет для вас гораздо полезнее, чем сто ученых, не имеющих понятие об этой дороге'.
Мы можем к этому прибавить, что и у ребёнка, раз его сознание проснулось на астральном плане, развитие астрального тела пойдет так быстро, что он вскоре догонит взрослого ясновидящего и конечно будет в состоянии оказывать помощь там, где будет бессилен самый ученый человек, астрально ещё не пробудившийся.
Но если 'Я' ребёнка не отличается характером решительным и в то же время любящим, ясно проявившимся в его прошлых воплощениях, — ни один серьёзный оккультист не возьмет на себя ответственность разбудить такого ребёнка на астральном плане. Когда карма того или другого ребёнка такова, что допускает подобное пробуждение на астральном плане, именно такие дети и оказываются самыми полезными помощниками, способными посвящать себя работе от всего сердца, с удивительной преданностью. И здесь, снова осуществляется старинное пророчество: 'и малое дитя их поведет'.
Другой вопрос приходит на ум, когда читаешь историю этих двух братьев. Кирилл мог материализоваться в силу своей любви, жалости и сильной воли; не странно ли при этом, что Ланселот, который так настойчиво стремился завязать общение с Вальтером, не мог этого добиться?
Нетрудно понять, почему Ланселот не мог прийти в общение с братом; бессилие его вполне естественно. Гораздо труднее понять необычайный факт материализации Кирилла; чувства Кирилла были по всей вероятности более глубокие; кроме того, он в точности знал то, чего хотел добиться: ему известна была возможность материализоваться и известно было, как это достигается. Ланселот же, который теперь имеет об этом понятие, тогда этого совершенно не знал.
Глава XI
КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ И КАТАСТРОФЫ
В некоторых случаях 'невидимые помощники' могут предупреждать неожиданные катастрофы. Не раз, когда капитан судна значительно удалялся от верного пути и не подозревая о том, подвергал свой корабль большой опасности, оказывалось возможным помешать крушению, внушая капитану мысль, что не всё обстоит благополучно.
Такое внушение представляется обыкновенно физическому сознанию капитана, как простая интуиция, смутное предчувствие, но если оно будет продолжаться с настойчивостью, объект этого внушения обратит на него серьёзное внимание и примет те меры осторожности, которые будут внушены ему. Например был случай, что капитан маленького торгового судна, находясь гораздо ближе от земли, чем предполагал, почувствовал сильное желание бросить лот; долго противился он этому — как ему казалось — излишнему и странному желанию, но кончил тем, что приказал опустить лот. Пораженный результатом своего исследования, он сейчас же изменил свой курс и удалился от берега. Только утром он понял, как близок был к ужасному крушению.
Но часто катастрофа имеет кармический характер и вследствие этого не может быть предотвращена. Не следует однако думать, что в таких случаях помощь неуместна. Предположив, что определённые лица должны умереть и поэтому не могут быть спасены, всё же остается возможность подготовить их к ожидающей их участи, а затем и помочь им в посмертном состоянии. Более того, во всех местах больших катастроф всегда находятся невидимые помощники, нарочно туда направляемые.
Два подобных случая были